В индустрии развлечений мирно
сосуществуют коммерческие и фестивальные киноленты. Блокбастеры –
продукт большей частью фабричный, нацеленный на массовую аудиторию и
серьезную прибыль. «Фестивальные» работы тоже могут столкнуться с
финансовым успехом, но создаются они ради других целей. Зритель должен
удивиться. Растрогаться. Обидеться. Влюбиться. А потом выйти из
кинотеатра или встать с дивана и сделать мир чуточку лучше.
Ближайший
духовный родственник нового приключения – пластилиновый Neverhood.
Объединяют оба проекта простой сюжет, несложные головоломки и
потрясающий уникальный мир. Только механизмы города роботов строили не
из пластилина, а рисовали в Macromedia Flash. Благо у разработчиков уже
имеется опыт. За плечами Якуба Дворски и его команды целых две
маленькие сенсации: Samorost (2003) и Samorost 2 (2005), созданные при
помощи данного пакета технологий.
В
большом городе разумных машин происходят неприятные алогичные
недоразумения. Одна группа роботов бессистемно, но злобно обижает всех
остальных. Ресурсы воруют, из детишек вытряхивают мелочь, музыкантам
ломают инструменты, по фонарям из рогаток и пистолетов стреляют, в
систему управления вирусы запускают, иные человекоподобные механизмы
под замок запирают. Распоясавшиеся бандиты готовы даже теракт
совершить. А что?! Бомба есть, детонаторов навалом – манипуляторы так и
чешутся где-нибудь поставить большую петарду. Полицейским все равно нет
дела – охрана моста и забота о ручном питомце все свободное время
отнимает.
После одной из многих хулиганских выходок
робот-уборщик нечаянно «прибрал» Йозефа – маленького андроида, который
вместе с подружкой обслуживал комнату управления городом. На свалку
герой прибыл уже в разобранном виде – без одной механической ноги и
манипулятора. С этого момента малышу очень пригодятся внимание и
смекалка игрока. Починка в завалах металлолом а – дело плевое. Сложнее
вернуться в город. Шлагбаум откроется, только если замаскироваться под
полицейского. Впрочем, парадный вход строится не для нормальных героев.
Наш путь – подвалы и канализация, боковые улочки и грузовые лифты.
В
дороге у маленького робота только одна забота – придумать, как
продвинуться дальше. Тело и манипуляторы у нас телескопические –
дотянемся до чего угодно, а силушка у героя такая, что иной грузовик
позавидует. Поиск и сбор полезных инструментов – дело несложное,
необходимые предметы найти очень легко. Вот настроить и правильно
использовать городские механизмы – задача уже более серьезная.
Трубы
и краны, двери и люки, лифты и платформы, магниты и фонари, сейфы и
компьютеры, лазерная установка и городские часы – чтобы включить,
отключить или запустить в рабочем режиме нужный объект, придется решить
одну из нескольких головоломок. Переставить в правильном порядке по
рельсам или на крутящихся дисках цветные фишки. Включить на игровом
поле правильную последовательность световых сигналов. Перекрыть три
важнейшие точки в хитро переплетенном трубопроводе. Переместить
несколько «змеек» из шариков в узком-преузком лабиринте. Взбесить
неправильными ответами вентилятор. Даже подсказку без мини-игры просто
так не дадут, не то, что пару монеток, за которые, кстати, придется
отдуваться на велотренажере и ставить рекорды в Space Invaders.
Общение
в мире роботов сведено к минимуму – персонажи обмениваются понятными
лаконичными рисунками, а эмоции выражают в небольших постановочных
гэгах. В противовес незамысловатым героям и сюжету, не обремененному
смысловой нагрузкой, местные пейзажи и мелодии потрясающе глубоки и
чувственны. Декорации и музыка создают уникальное настроение, которое
само по себе и история, и загадка, и драматическое переживание.
Диагноз
«Машинариум»
вполне мог стать своеобразным философским рассуждением о прошедшей
эпохе классических видеоигр, но основная идея была другой.
Игра-настроение с нежной грустью и тихой радостью на пару-тройку часов
окутывает своим уютом игроков, радует зарисовкой из потрясающих
декораций и аурой притягательной музыки. Как будто случайно посреди
сырого осеннего дня толкнул неприметную обшарпанную дверь и очутился в
уютном кафе. Пьешь кофе в таком месте чашку за чашкой, а уходить не
хочется. Приятно и все.
За:
- Очаровательное художественное оформление
- Простые загадки и головоломные мини-игры
- Восхитительная приятная атмосфера
- Мистически притягательная музыка
- Крайне низкие системные требования позволят играть практически на любой конфигурации офисного компьютера
Против:
- Небольшая продолжительность