Он проходит через огонь и медные трубы. Он
мастерски прыгает через пропасти с ядовитыми испарениями и управляет
автотранспортом. Он обожает взрывчатку и не любит электричество. Он
веселый, грустный, злой и трусливый. Он раздает тумаки соперникам и
вешается у друзей на шеях. В конце концов, он просто прико-о-ольный,
милый и удивительно симпатичный. Положить рядом на подушку, обнять и
забыться сладким сном, где это удивительное создание отправляется за
новыми приключениями по игрушечным площадкам. Он позволяет ощутить тот
самый, давно забытый, детский, искренний, всепоглощающий восторг. Его
зовут сакбой (Sackboy), и у него длинный язык, огромная голова и
крохотные ручки. Он – это самое светлое, что случилось с игровой
индустрией за последние несколько лет.
Можете, конечно,
считать, что мы всей редакцией просто двинулись на LittleBigPlanet (в
каком-то смысле, так и есть). Можете представлять нас впавшими в маразм
дядьками, которые вечерами собираются в маленьких мирах и ковыряются с
игрушками. Можете также думать, что нас просто купили. И будете правы.
Продались. Целиком и полностью продались - за улыбку потешного
человечка, за его трогательные ужимки, за то умиротворяюще веселое
настроение, которое постоянно дарит игра. Мы любим LittleBigPlanet,
поэтому подслеповато щуримся, пытаясь найти недостатки (где они, ну
где?!), и с трудом пытаемся подобрать слова, чтобы хоть как-то отразить
наше к ней отношение («Ах…», «Ох…», «Ух!»).
Теперь,
после плотного знакомства с миром «Маленькой Большой Планеты», мы
понимаем, почему руководство SCEA было очаровано этим проектом, и
почему именно на него сделали ставку в сложный предпраздничный период.
И точно также мы понимаем, почему сакбой не оправдал возложенных на
него надежд – не удержался надолго в топе продаж и не стал для людей
зажигательной причиной для приобретения PS3. LittleBigPlanet в первую
очередь – это социальный, творческий проект, и только потом – игра. А
новые идеи, да еще в устаревшей обертке «плоского» платформера, сложно
вот так сразу пропихнуть в массы.
Да, LittleBigPlanet на
первый взгляд – это обыкновенный платформер, заставляющий вспомнить
славные времена восьмибитного сантехника. Маленький человек появляется
на уровне и бежит вперед. Собирает бонусы, прыгает по уступам и
сражается наскоками с одноклеточными злюками, чье уязвимое место
призывно торчит напоказ. Надо только ловко добраться до него, минуя
шипы и электрические разряды.
Сакбой умеет не только прыгать.
Полеты на джетпаках, катания на машинках, перетаскивание блоков и
цепляние за болтающиеся гирьки позволяют ему добираться до самых
потаенных уголков, с высунутым языком избегать ловушек и, нахмурив
лобик, разбираться с многочисленными головоломками. Десятки уровней
постепенно накручивают сложность и превращаются со временем в хорошо
знакомый любителям классических платформеров кошмар, когда
малюпасенькая ошибочка приводит к смерти персонажа и отправляет его к
ближайшей контрольной точке.
«История»
(Story) предлагает нам 25 подобных уровней и еще примерно столько же
соревновательных мини-игр, где счет идет на собранные очки и время
прохождения сложных участков. Все они разные, предлагают каждый раз
новые испытания. Да так, что диву даешься искрометной фантазии
создателей. С них станется превратить уровень в огромный, работающий
механизм, отправить сакбоя в нью-йоркскую подземку или даже заставить
его принять участие в ограблении мексиканского банка. Боссы? Куда же
без них, заковыристых здоровяков.
Цитата: - Я был таким злым, потому что у меня не было друзей… - Теперь они у тебя есть!
Впрочем,
первое, чем очаровывает LittleBigPlanet – это удивительным дизайнерским
подходом. Понимаете, какое дело. Этому миру веришь. Веришь, из-за того,
что экран телевизора после запуска игры превращается в окно на
«Маленькую Большую Планету», удивительно реальную и почти осязаемую.
Достигается
подобный эффект просто. За исключением самого сакбоя, всё в игре
выглядит и двигается, как в нашем мире. Диковинная еще для игр
технология Global Illumination сделала освещение на маленьких уровнях
предельно реальным. Материалы и текстуры, огонь и электрические
разряды, развевающиеся на ветру полотна и болтающиеся по инерции
маятники – во всем этом нет фальши. При прямых руках и избытке времени
почти все уровни можно смастерить у себя дома. Враги – это понятные
механизмы на колесиках с шипами. Декорации – разрисованные картонки.
Металлические объекты тяжелые и инертные. Стеклянные – прозрачные,
скользкие. Причем, оформлено все таким образом, чтобы ощущение
игрушечного аттракциона не покидало ни на секунду – мир больших вещей и
людей находится на заднем плане, пусть и размыт, чтобы внимание
концентрировалось только на приключениях.
Собственно, если вы
купите игру только для одиночного прохождения, то на этом все бонусы
LittleBigPlanet для вас закончатся. Платформер с прохождением на один
вечер. Ну, душевно и необычно оформленный. Ну, с активным
использованием физики и милой харизмой плюшевого сакбоя… «И за это я отдал 2500 рублей?!»
- воскликните вы, зло зашвырнув коробку на полку и горько
расплакавшись. Понимаем, бывает. А ведь в начале статьи неспроста
написано, что LittleBigPlanet – это в первую очередь социальный и
творческий проект.
Жанр игры следовало бы сразу оформить, как
CCOP (Cooperative and Creative Online Platformer – кооперативный и
креативный онлайновый платформер), чтобы не соблазнять одиночек.
Но
если у вас вдруг найдется компаньон дома, а лучше, если вы подключитесь
к PSN, то получите на руки тяжелейший виртуальный наркотик. Во что
превращается жизнь человека, плотно подсевшего на LittleBigPlanet,
хорошо показывает вступительный ролик, в котором мысли людей разных
возрастов и социальных групп забиты только яркими красками, цветными
картинками и чудными фигурками. Идеями, желанием не столько играть,
сколько создавать маленькие миры и делиться своими творческими успехами.
Нас,
увы, «накрыло» в особо тяжкой форме, поэтому данный обзор не столько
пишется, сколько вымучивается, чтобы поскорее вернуться к экрану
телевизора.
Это только на первый взгляд кажется, что мирок
LittleBigPlanet умещается в картонной коробке-домике сакбоя и
болтающейся напротив планетке. На самом деле он просто огромен. Никогда
еще странное, противоречивое название так не подходило к игровому
проекту, точно передавая его суть.
Начнем с того, что уровни
завязаны на соревновании. Группировка до четырех сакбоев должна
действовать обязательно сообща (а никуда не денешься, экран один на
всех даже в онлайне), собирать шарики, получая персонально очки, за
которые в итоге присуждается призовое место с хлопушками и конфетти,
рыдающими и размахивающими кулаками проигравшими. Имеется возможность
обмениваться текстовыми сообщениями, но лучше пользоваться
Bluetooth-гарнитурой. И общение проходит живее, и возможность в
настройках PS3 задать нужную тональность своему голосу (до детских
писков) в данном конкретном случае пришлась очень кстати.
Однако
разработчики на этом не остановились. В «сюжетных» уровнях обязательно
есть укромные тайники, добраться до сокровищ в которых может только
слаженная команда из двух-четырех сакбоев, разбирающих простенькую
головоломку. А добраться до них надо - и дело не только в премиальных
очках.
Главной особенностью LittleBigPlanet, как известно,
является возможность самому конструировать свои уровни. Но для этого
обязательно нужен материал (от образцов дерева, камней, стекла и пр. до
красок, наклеек, украшений, движущихся механизмов и врагов).
Соответственно, человек, который прошел игру полностью и раскопал все
секреты, имеет богатейший инструментарий и может создавать более
разнообразные и оригинальные уровни.
Кроме этого, на уровнях
можно найти и новые одежки для сакбоев в совершенно разных культурных
стилях. Очки, глазки, прически, пиджаки, штанишки, ботинки и даже зубы
- в результате из десятков предметов экипировки легко можно собрать
супер-героя с деревянным мечом или пугало огородное с тыквой на голове.
Отважный боец Красной Армии в шапке-ушанке? Рэпер с золотой цепью?
Японская школьница? Да хоть ниндзя! Коллекция одёжек постоянно
расширяется, в PSN появляются новые костюмы. Какие-то бесплатно. А за
какие-то придется пожертвовать денежкой – если вам так уж хочется
напялить шлем из Motorstorm или череп химеры из Resistance.
LittleBigPlanet
провоцирует пользователей PS3 выходить в онлайн и играть с друзьями.
Общаться, сообща разгадывать секреты, хмуриться и смеяться,
обмениваться тумаками и радостно обниматься. Это на самом деле здорово.
И сближает лучше, чем вечерние клубы по интересам. Собираются компании,
люди увлеченно обсуждают собственные успехи и планы на будущее, с
деловым видом ходят друг к другу в гости и с интересом рассматривают
декорированную коробку-«квартиру» хозяина.
С
таким подходом прохождение «Истории» может легко затянуться на... В
принципе, платформеры тем и уникальны, что в погоне за секретами и
призовыми местами в рейтингах, в них можно переигрывать бесконечно
долго.
Но ведь «История» - это далеко не всё. На маленькой планете полным-полно других уровней, созданных самими пользователями!
Идея
отдать игрокам в руки редактор игровых уровней - не нова. А вот сделать
инструментарий настолько простым в освоении и глубоким в плане
реализации собственных идей, и при этом обеспечить пользователям
удобнейший механизм обмена своими работами (с рейтингами, поощрениями,
комментариями) - догадались впервые.
Конечно, среди
пользовательских уровней редко встречаются интересные. В основном люди
делают упор на оформительскую деятельность и попытки повторить игровые
моменты, указанные разработчиками. Но встречаются и настоящие брильянты
(искать в поисковике по соответствующему слову), которые пробуют
нестандартные подходы (благо, удивительный редактор позволяет
развернуться). Один умелец умудрился сделать скролл-шутер с
самолетиком. Другой - подводные приключения аквалангиста. Третий –
смастерил римейк классического тира по летающим уткам.
Понятно,
что любительские проекты – это не профессиональные уровни, в них часто
встречаются огрехи. Но люди постоянно работают над своими ошибками и
вычищают недостатки. Нам, к примеру, было приятно проследить эволюцию
одной забавной концепт-пародийной локации до увлекательной, хоть и
скоротечной, шпионской (!) игры.
И все это - бездонная
пропасть, куда льются потоки свободного времени. Эти веселые вечера в
компании с друзьями. Эти попытки собрать всё-всё-всё. Эти удивительные
сюрпризы подкарауливающие на пользовательских уровнях. Но всё это -
лишь затравка перед главными свершениями.
Создавай,
твори, придумывай и реализуй задуманное! Когда ненароком включаешь
редактор и начинаешь разбираться с его возможностями, становится не до
игр. Он очень прост в обращении (это на геймпаде то!), но невероятно
функционален. И тут начинается...
Загружаешь «голый» уровень,
начинаешь нагромождать его деталями, на ходу придумывая новые, и…
быстро понимаешь, что без хиленького диздока интересного проекта не
получиться. Надо как-то увязать все вместе, заранее продумать
планировку, конструкцию механизмов и поведение монстров, расставить
подсказки, написать простенький сценарий. Снова, как много лет назад,
берешься за коробку с карандашами и бумагу, рисуешь наброски идей, и
потом, когда картина полностью закончена, начинаешь усердно воплощать
ее в виртуальности. А затем - сохранить, опубликовать - и с затаенным
волнением ожидать реакции первых посетителей. Или, чем черт не шутит,
письма от Мedia Мolecule с предложением о трудоустройстве. Обещали ведь
брать под свое крылышко талантливых людей.
Диагноз
Бездонная
шкатулка хорошего настроения. Необычный творческий и социальный проект,
который связывает людей со всего мира, заставляет их увлеченно
создавать новые миры, сообща смеяться над собственными неудачами и
искренне радоваться чужим победам. LittleBigPlanet ворвалась в нашу
жизнь и как-то незаметно стала ее составной частью. Сладкая пилюля
циникам, которые разочаровались в играх. И «первая доза» для
«одиночек», заставляющая их после предварительного знакомства спешно
подключать PS3 к онлайну.
[Голосом опытного драг-диллера] Поверьте, это того стоит.
До встречи на «Маленькой Большой Планете», друзья.
Плюсы:
Милашка сакбой
Увлекательный платформер, завязанный на активном использовании физики
Разнообразные, сложные, таящие море секретов уровни «Истории»
Обилие соревновательных мини-игр в «Истории»
Исключительно веселое и интересное кооперативное прохождение
Простой в освоении, гибкий редактор, позволяющий легко воплощать свои фантазии
Возможность легко обмениваться своими работами людям со всей планеты
Удивительно реалистичные декорации
Физически достоверное поведение объектов
Естественное освещение с использованием технологии Global Illumination
Отличный саундтрек
Бесконечная реиграбельность
Минусы:
Сервера все еще не справляют с нагрузкой. Как итог, по вечерам из-за лагов бывает сложно играть онлайн