Есть такая забава у игроков – зомби
расстреливать. Бывает, ползет он, зеленый весь такой, в слизи,
подсохших кровоподтеках, а мы на нем, как на манекене, отрабатываем
стрелковые нормативы. Мужайтесь, к новому поколению назойливых мишеней
лучше не подходить, а подъезжать на комбайне.
В Capcom
рассудили по-японски мудро. Пока готовится очередное пришествие
Resident Evil за номером пять, неплохо бы провести разбор полетов и
уточнить некоторые детали сюжета, объяснить в какие отпуска уходили
одни персонажи и откуда выпрыгивали на сцену другие. Вытащить из чулана
старых злодеев и еще раз попугать ими игроков. Пересчитать оружие и
всех монстров, наконец. Под ревизию попали четыре игры серии: нулевая
Resident Evil Zero, классические Resident Evil 1 и 2, а также
неоднозначная Resident Evil 3: Nemesis. Пришло время все тайное сделать
явным, а заодно подготовить игрока к событиям эталонной Resident Evil 4, чью репутацию подпортило бездарное портирование на PC, и вдохнуло вторую жизнь специально адаптированное под Wii издание.
Разбираться
есть с чем. Например, с героями. Первая четверка: Крис (Chris
Redfield), Джил (Jill Valentine), Ребекка (Rebecca Chambers) и Билли
(Billy Coen) – более-менее знакомы и регулярно пересекались в играх
серии, но публика, скорее всего, мало что знает про страхи любимцев и
мотивы их поступков. Еще больше тайн скрывают другие персонажи. Наемник
Карлос Оливейра (Carlos Oliveira) появился относительно недавно, и
разбираться с его личностью посреди толпы зомбяков из Resident Evil 3:
Nemesis было просто некогда. Яркая Ада (Ada Wong) появлялась
эпизодически, но тщательно скрывала свои секреты. Ханк (HUNK) вообще
случайно выжил в Resident Evil 2, поэтому до сих пор тщательно
скрывается от игроков в разделе бонусов. Похождения хладнокровного
агента Альберта (Albert Wesker) вообще заслуживают отдельного
повествования. Практически все действия этого персонажа можно было
трактовать как открытое предательство своих подчиненных и
работодателей, да и вообще странно он как-то выкрутился в одном из
эпизодов из объятий неминуемой смерти. Хроники показывают, что роль
Альберта не так однозначна, да и боец он просто отличный. Шутка ли,
этот пижон в зеркально-черных очках способен намять бока русской версии
тиранида – особо опасному и практически неуязвимому биороботу.
Начинается
все согласно принятой хронологии. Сначала для аперитива грязно-мрачные
шахты Resident Evil Zero и прогулка по особняку из Resident Evil, затем
нарезка из событий Resident Evil 2 и Resident Evil 3: Nemesis. И,
наконец, главное блюдо – штурм цитадели корпорации Umbrella, которое
состоится, если пройти абсолютно все основные, альтернативные и
дополнительные сценарии. В каждом эпизоде игроку скармливают очередной
кусочек общей мозаики и торжественно записывают в арсенал найденные
пистолеты, дробовики, автоматы и ракетницы.
В
виртуальном тире все просто. Меткими и быстрыми выстрелами расчищаем
пространство от выползающей из разных углов нечисти. От игрока не
требуют сложных маневров, скрупулезного исследования каждой комнаты,
вникания в замысел сценариста, а молча держат за руки-ноги до самого
конца. Лишь пару раз за всю игру у вас спросят, каким путем идти к
финалу: коротким или длинным. Про нехитрую партизанскую тактику
«убежать» и «спрятаться» забудьте, никто никуда самостоятельно не
пойдет, не поползет и даже не прыгнет в сторону. Обзор привязан к
единственной камере, а игрок может лишь чуть-чуть подглядывать за
очерченные рамки.
Ураганная стрельба ни капельки не повредила
уникальной атмосфере сериала. Страх вперемешку с адреналином заставляет
лучше и быстрее целится, хладнокровно экономить патроны и вообще –
всегда быть начеку. В рецепте победы не только реакция и меткость
игрока, но и выбор нужного ствола из арсенала. Пистолеты, дробовики,
автоматы и ракетницы – в мрачном спектакле даже у ножа есть свое
нескромное «кушать подано».
Нельзя сказать, что все сводится к
тупому расстрелу зомби и монстров. Каждое маленькое сражение по-своему
уникально. Во-первых, условия боя диктует не только поведение мишеней,
но и местные декорации. В коридорах противников немного, но появляются
они неожиданно, выползая и выпрыгивая буквально из всех щелей. На улице
уже ощущается некоторая свобода действий. Расставленные бочки с
горючим, автомобили и пехотные мины позволяют дешево и сердито
расчищать от умертвий большое пространство.
Во-вторых,
скорость игры постоянно меняется, заставляя игрока молниеносно
реагировать на выскакивающих монстров или медленно, как в кошмарном
сне, выцеливать противника одного за другим. Спокойная, размеренная
поступь зомби обманчива, в разъяренном состоянии эти твари приближаются
к нам в считанные мгновения. Остановить «бегуна» можно только
попаданием в болевую точку. Стрельба по коленям натурально
затормаживает продвижение, попадание в голову или в плечо – отбрасывает
назад, а прилетевший прямо в темечко кусочек свинца сразу и навсегда
«выключает» очередного зомби. Если гниющее мясо все-таки дотянулось до
нашего тела – еще можно отмахнуться ножом или провести контратаку.
Регулярные
встречи с боссами особой изобретательности не требуют. Уклоняйся, когда
скажут, стреляй по хитроспрятанным болевым точкам, отстреливайся от
всякого мусора, контратакуй – и будет вам счастье.
Крупная
дичь, конечно, любит калибр покрупнее, но и штатный пистолет с
бесконечным боезапасом практически всегда способен решить возникшую
проблему. Экономия – «фишка» фирменная. Количество боеприпасов всегда
было строго ограничено, а до подачек из тайников и схронов еще нужно
дожить.
Атмосфера
локаций соответствует оригиналу. В шахтах – страшно, грязно, мрачно. В
особняке и лабораториях – любопытно и очень опасно. В горящем Раккуне
(Raccoon City) происходит форменный ад с восставшими мертвецами, до
верхних этажей насыщенный безумием, паникой и ужасом. Пожалуй, именно
эти эпизоды, связанные с агонизирующим и заочно приговоренным городом,
являются наиболее эмоциональными. Чуть менее яркие впечатления
оставляют кошмары Ребекки, состоящие из насекомых, пауков и змей.
Остальные приключения героев идут более-менее ровно, регулярно
подстегивая игрока стандартной порцией страха и адреналина.
Колоритные
тушки местных тварей кинематографичны и отлично анимированы, но
усиливает эффект присутствия совсем не это. Они играют в кадре, как
заправские актеры. У мертвечины опасно вспыхивают безумные глаза. От
оскала разорванного в клочья лица иной неподготовленный зритель может
вскрикнуть. Ярость, стянутая в упругие жгуты ненависти, прет прямо на
игрока, размахивая когтями и щелкая зубами. Их трясет от попаданий,
ноги и головы некрасиво заламываются набок, а черепа разрываются в
клочья. Атаки двух десятков зомби разного формата усиливают стаи
кровожадных доберманов, летучих мышей и антрацитово-черных воронов,
выводки седых гигантских пауков и мерзких паучат, а мелкие змейки
предваряют знакомство с огромной и прекрасной анакондой. Они не отстают
от основной массовки и в свою очередь трясут жвалами, играют
мускулатурой, сосредоточенно-угрожающе готовятся к атаке и судорожно
сжимают лапки после смерти, заставляя игрока вгонять десяток-другой
контрольных выстрелов в дергающееся мертвое тело. Первое время даже
замираешь посреди боя, любуясь этим театром смерти.
Спецэффектов
немного, да и реализованы они довольно посредственно. Фанерный мирок
декораций сотрясают взрывы, безынтересно ослепляя игрока и нагло
вырывая камеру из рук оператора, но штукатурка и детали интерьера не
торопятся рассыпаться некрасивыми картонными кусочками. Окружающий мир
скорее служит фоном для перестрелок, чем представляет собой какой-то
интерес. Резко выделяются оригинальные локации, перекочевавшие из
некоторых эпизодов сериала. Залы, столовые, лаборатории, вагоны и улицы
города – оставляют совершенно другое впечатление: как о завершенном
цельном мире и исключительной важности всех деталей.
Концепция
виртуального тира последние годы медленно, но верно деградировала в
сторону казуальных офисных забав. После Resident Evil: Umbrella
Chronicles можно с уверенностью сказать, что жанр успешно реанимирован
и заново накачан адреналином. Старый рецепт серьезно переработали,
добавили «взрослых» ингредиентов и украсили «зонтиком» – атмосферной,
кинематографичной картинкой. Простенькие постановочные сцены заменили
драматизмом борьбы и эмоциями героев. Бесконечный и размеренно
дозированный процесс отстрела однотипных противников сменила простейшая
тактика, ускоренная по динамичной моде последних трехмерных боевиков.
Безусловно, эта первая ласточка весьма рисковала, но не будь в успехе
уверены представители большой N, то вряд ли предложили бы покупателям
специальное устройство Wii Zapper. Перед толпой врагов пистолет в руке
всяко приятнее и удобнее держать, чем судорожно тискать оригинальный
пульт. Покупка тем более актуальна, что разработчики уже приготовили
несколько отличных проектов для возрожденного жанра. В том числе –
добавку к приключениям главного героя Zelda Линка.
Диагноз
Интересный
тир по вселенной Resident Evil появился как нельзя вовремя. И
накопившиеся вопросы по сюжету решил, и интерес к серии подогрел, и
стрельбой по зомби развлек, и чуточку удивил анимацией, детализацией
внешнего вида и актерской игрой зомби и монстров.
Плюсы:
дизайн монстров и зомби
плавная и драматичная анимация
короткие истории, объясняющие многие вопросы сериала