«Это не игра, а какой-то анекдот» – такова
первая мысль случайного зрителя. Ну, где еще маленькие покемоны
получают кованым сапогом по детским мордашкам, а злыдни отскакивают от
ударов как мячики?! Но стоит только на секунду задержаться перед
экраном, как за мультяшными поединками в стиле пятничного рестлинг-шоу
откроется панорамная королевская битва и потрясающее приключение для
всех-всех-всех персонажей великой Nintendo (и не только).
Точно
сказать, какой жанр скрывается под обложкой Super Smash Bros. Brawl,
довольно сложно, уж больно разнообразную программу приготовили
разработчики. Это и двухмерный файтинг, и потрясающее приключение, и
аркада с прыжками, и охапка дополнительных мини-игр. Начинается шоу с
поединка двух или четырех противников, отрабатывающих друг на друге
фирменные приемы, продолжается захватывающей битвой за спасение десятка
игровых миров, а заканчивается юмористическими сценками и забавными
соревнованиями.
Пока
добрые герои увлеченно наблюдали за финалом чемпионата, где сошлись
Марио и Кирби, из соседнего измерения показалась армия вторжения.
Темные силы во главе с Боузером, Варио, Древним Министром (Ancient
Minister) и Ганондорфом (Ganondorf) методично вырубают защитников и
пробивают в реальности небольшие черные дыры. Кто спасет вселенную
Nintendo от разорения? Конечно, игрок, который возьмет под свое
руководство разрозненные силы сопротивления и поведет их к победе через
добрые два десятка локаций.
Небеса и джунгли, водопады и
ледяные вершины, глубокие пещеры, огненные недра вулканов и технические
этажи секретных станций – везде и всюду от героев требуется исполнить
обязательный акробатический этюд: перепрыгнуть через препятствия и ямы,
избежать контакта с ловушками, убежать от лавы и разобраться с
многочисленными противниками. Финал каждого эпизода – драка с местным
боссом или победа над темным эмиссаром. Побежденный, как правило,
осознает собственные ошибки и вливается в нашу армию.
Большинство
в звездном составе участников – мегапопулярные персонажи, которые с
друзьями и коварными недругами уверенно держат линию обороны в текущей
войне больших и карманных консолей. Это неунывающий Марио с семейством,
отважный Линк и гордая Зельда, бесстрашный наемник Айк и смертоносная
Самус Аран, братья Конги и выводок покемонов, уморительно смешной
динозаврик Йоши и карикатурно уродливый толстячок Варио.
Второй
эшелон – ветераны, давным-давно принесшие славу и финансовое
благополучие большой N, возрожденные заново для службы в сервисе
Virtual Console: мальчишки Лукас и Несс (EarthBound), эскимосы Попо и
Нана (Ice Climber), Пит (Kid Icarus) и капитан Фалкон (F-Zero). В
третьей волне – «звездные» старички, чье появление на Wii вполне может
состояться в ближайшие годы – троица космических пилотов Лис, Сокол и
Волк (Star Fox), и защитник хрупких экосистем Олимар (Pikmin).
Почетные
места на скамейке запасных закреплены за роботом R.O.B. и мистером Game
& Watch. Первый некогда был специальным игровым устройством для
NES, а второй олицетворяет собой целую игровую систему, известную в
бывшем СССР в виде местной модификации «волк и яйца». Объединяет столь
разношерстную компанию только имя Shigeru Miyamoto – создателя,
родителя и продюсера практически всех крупных проектов от Nintendo,
включая и Wii, и Wii Fit.
На волшебное рестлинг-шоу не
постеснялись выхлопотать себе приглашения и посторонние – шустрый Соник
и суровый Снейк. Еж, существо сообразительное и неприхотливое,
давным-давно безбедно живет-поживает на Wii, а вот Снейк скорее всего так и останется приглашенной звездой.
Персонажей
не просто много, их огромное количество: больше трех десятков бойцов
готовы защищать честь своих игровых вселенных. Что они умеют? О,
многое: Бить слегка и наотмашь, используя руки и ноги, колени и локти,
головы и пятые точки, мечи и дубинки. Плетут восьмерки и закручивают
хитрым финтом клинки. Раздают щедрые оплеухи и апперкоты. Они
забрасывают оппонентов стрелами и гранатами, цепляют крючьями «кошки» и
хлещут энергетической плетью, пускают струи пламени и миниатюрные
молнии, ставят мины или запускают самонаводящиеся ракеты. Герои
призывают себе на помощь танки и гоночные машины, метеоры и звездолеты,
вертолеты и богов, ватагу покемонов и персонажей других игр.
Не
все куклы от рождения задумывались как машины для убийства, но станут
таковыми в драке. Смертоносный арсенал пополняется постоянно, так как
на игровую арену вбрасывают дополнительный реквизит. Интерес
представляет скорее не сам оружейный набор, а то, как герои с ним
обращаются, сочетая свои фирменные приемы с подобранным арсеналом. Это
кульминация всего шоу с фехтованием на волшебных палочках, бейсбольных
битах, молотках и кувалдах, ромашках и лазерных мечах. Дуэлянты не
гнушаются подобрать бластер или плазменную винтовку. Пуляют друг в
друга коробки и бочки с динамитом, дымовые шашки и колючки, банановую
кожуру и черепашьи панцири. Объедаются грибами, чтобы стать большими и
сильными или маленькими и незаметными. В скоростной драке только одно
правило – необходимо оставаться на арене до самого конца, стараясь
выбросить мощным ударом противника с платформы в пропасть.
Скорость
и быстрота реакции – вот главные ключи к победе. Не важно, хорошо или
плохо вы узнали своего подопечного, все приемы осваиваются на
интуитивном уровне, а новые предметы в один миг ломают сложившийся
баланс сил. Самообладание и стальные нервы? Забудьте о дурацком
стереотипе. Только тот, кто хохочет над ужимками своих подопечных и
веселится над комичной потасовкой от души, найдет выход из любой
ситуации. Ну, как оставаться серьезным, когда Йоши съедает оппонента и
возвращает назад чужую тушку, заключенную в яичную скорлупу?! Как не
восхитится точеной фигурке Самус Аран, сбросившей фирменную оранжевую
броню?! Как оставить без внимания переодевание Зельды из придворного
наряда в тряпки уличного воришки?!
Выйти из боя? Проще
переломать себе пальцы. Не верите?! А придется! Для простой операции
при подключенном нунчаке потребуется одновременно зажать 4 (!) кнопки,
расположенные по разные стороны вимота. При потрясающей скорости
поединков управление с перевернутым по горизонтали вимотом (а также
классическим или оригинальным контроллером от Game Cube), гораздо
удобнее.
Двухмерность происходящего условна и практически не
ощущается за счет нескольких хитрых приемов. Во-первых, арены и сами
фигурки бойцов полностью трехмерны. Во-вторых, экран не статичен. По
желанию невидимого режиссера платформы меняются местами и
переворачиваются, оператор ищет новые ракурсы: приближает и удаляет
место драки. На стадионе для битв покемонов поле превратится в горы,
обрушится мост из приключений Линка (Bridge of Eldin), вулкан из
Метроида ответит на раздражающие прыжки потоком огненной лавы. Задние
декорации и фоновые картинки – вообще живут своей собственной жизнью.
Там носятся звездолеты, планеты перемещаются в космосе, оживают
монстры, атакующие штурмуют крепости, выясняют отношения гонщики или
барды выступают перед собравшейся публикой. Драка может происходить и в
небесных чертогах древних богов и на одной из музыкальных арен
Electroplankton’а, на экране древней карманной приставки Game &
Watch и в декорациях Изумрудного острова. Надоели все арены? Не беда,
есть возможность создать свою уникальную, как для забега, так и для
поединка.
Завершающая часть развлекательной программы
разделена на мини-игры и специальные сценарии (events), где фантазия
разработчиков ставит игроку комичные условия победы. «Трудно ли быть
Марио?» – размышляет Боузер и отправляется на пробежку по самому
первому уровню. Сопровождают заклятого врага и подталкивают
зуботычинами трое клонированных водопроводчиков. Остальные вопросы в
том же духе. Линку – необходимо победить самого себя в классическом бое
с тенью. Пикачу – выдержать битву одновременно с тремя покемонами.
Малютке роботу R.O.B. – обуздать трех гигантских зверей, крушащих
город.
Мини-игры
– это уже отработка техники и отдельных ударов. Бегаем по лабиринту и
быстро-быстро выбиваем максимальное количество мишеней. На стадионе
одним-единственным ударом отправляем в полет мешок с песком. Чем дальше
– тем лучше, а если не хватает собственной силушки – рядом лежит
бейсбольная бита. В соревнованиях на выносливость придется без
передышки выбить 100 оппонентов или разобраться со всеми боссами игры.
Собирательство
– вот еще одна пряность, без которой невозможно почувствовать вкус
Super Smash Bros. Brawl. Игрока сначала в принудительном порядке гонят
выполнять обязательную программу по прохождению сольной кампании (это
необходимо для найма доброй половины бойцов), а затем он сам, как
заядлый коллекционер, собирает наклейки, статуэтки, мелодии и
дополнительные арены. Большая часть трофеев годится лишь для ублажения
нашего тщеславия. Только наклейки, оформленные в небольшие альбомы для
каждого персонажа, увеличат урон, наносимый обычными и специальными
атаками. Накопили достаточно средств? Добро пожаловать к игровому
автомату, где за каждый выстрел требуют ровно одну монетку. Наградой же
будут подстреленные статуэтки и трофейные наклейки.
Диагноз
Файтинг
и двухмерный платформер, под завязку набитые популярными героями,
фирменными декорациями и мини-играми – это потрясающий по вкусу и
послевкусию коктейль. Игроку просто не дают соскучиться ни на одном из
представленных аттракционов. Больше трех десятков персонажей сначала
молотят друг дружку, потом спасают, чтобы компанией снова отмутузить
кого-нибудь. Клоунада с причинением тяжких телесных повреждений не так
проста, как кажется: дело не столько в знании слабых и сильных сторон
любимых героев, сколько в динамике и неожиданных мгновенных решениях,
которые принимают игроки. Вброс дополнительного реквизита только
ускоряет драку и подстегивает деструктивную фантазию. Печально или
радостно, но Super Smash Bros. Brawl – это последний римейк для Wii из
закромов известных брендов Game Cube. Что будет дальше, и чем нас будет
удивлять большая N – скоро увидим.
Плюсы:
Звездный состав участников
Полный арсенал фирменных приемов от известных героев