XVIII век стал своеобразным экзаменом, после
которого у одних стран амбиции иссякли, а у других – появились. Старые
империи теряли регионы, влияние и престиж. Новые государства грамотно
распоряжались своим шансом и ценой невероятных усилий поднимались к
зениту могущества. Одряхлела Османская империя. Исчезла с политической
карты Речь Посполитая. Сбросила и втоптала в грязь своих монархов
Франция. Россия, поднятая на дыбы царем-реформатором, совершила рывок
вперед. Несколько колоний в Новом Свете бросили вызов могущественной
державе Старого Света… и победили. Век стратегических решений, век
гениальных открытий, век тотальной войны.
Шагнуть в XVIII
столетие и с честью, под руководством игрока, пройти все испытания с
1700 по 1799 год готовы Великобритания, Франция, Испания, Пруссия,
Россия, Швеция, Речь Посполитая, Австрия, Соединенные Провинции
(Нидерланды). Восток и Азию представляют Османская империя и индусское
государство маратхов. Хотите больше? Рецепт прежний – победите в
кампании, выполните все условия, и количество стран-участниц
увеличится. Не знаете с чего начать? Возьмитесь за учебную кампанию на
стороне английских колоний – спасите первые поселения от индейцев,
разбейте французов на границе с будущей Канадой и отправьте обратно в
Европу остатки королевских войск. Получилось? После легкой закуски
приступайте к основному блюду – нашего внимания ждут три континента:
Европа, Северная Америка и Азия.
Глобальная реформация
Отказываться от обучения не стоит – в новом проекте хватает отличий от Medieval 2.
По-другому организована жизнь провинций и развитие экономики, изменены
условия боя и тактические приемы, упростился рекрутский набор,
пересмотрены состав и возможности агентов влияния. Король больше не
бегает по полям сражений, бразды правления перехватили министры.
Монарха перестала заботить даже проблема продолжения рода – наследников
по разным ветвям генеалогического древа к XVIII веку расплодилось
столько, что государство точно без присмотра не останется. Не хватит
принцев в своем Отечестве – позовут кого-нибудь из родственных
династий. Если, конечно, престол еще будет стоять.
У
абсолютной монархии в век Просвещения положение шаткое. Дело даже не в
налогах, «меньшее из зол» подданные из благородного и подлого сословий
со скрипом и скрежетом зубовным, но терпят. Замедлились реформы на
производстве, в армии и на флоте, не слышно о славных победах, перестал
оперативно развиваться отдельный регион и вся страна – в столице
вспыхнет пожар революции. Впрочем, смена режима не финал, а один из
этапов игры. Пользователю даже предложат выбрать ту или иную сторону на
баррикаде и стать спасителем государства согласно убеждениям.
Конституционная
монархия и республиканская форма правления отличаются незначительно.
Игрока лишают доступа к кадровому резерву и возможности менять
министров по своему усмотрению. На освобожденную должность придет
случайный человек, а в случае проигранных выборов – сменится весь
кабинет. Трагедии нет, только в казне может оказаться меньше налогов,
вырастут в цене войска и корабли, да престиж на мировой арене
пошатнется.
В погоне за популярностью придется осваивать
особенности внутренней политики и проводить тщательную работу с
регионами. Во главе провинции – крупный город, откуда выбросили все
хозяйственные постройки. Остались только укрепления, дворец наместника
или резиденция генерал-губернатора, место культурно-массового отдыха в
виде театра или астрономической лаборатории, казармы, артиллерийские
депо, адмиралтейство. Дороги переехали на спецзакладку – теперь это
раздел инфраструктуры региона. Строительство сооружений и их улучшение
открывает новые возможности по найму войск, улучшает ситуацию со сбором
налогов, придерживает в темнице особо крикливых и недовольных,
позволяет продолжить научные исследования.
Формирование армии и
флота и переброска подкреплений не тяготит больше игроков. Генерал или
адмирал способен «заказать» себе подразделения из ближайших городов или
доков, а они, в свою очередь, сами доберутся до места несения службы.
Оборона провинции – задача не для городов, где могут быть повреждены
ключевые здания, а для неприступных пушечных фортов, обойти зону
влияния которых довольно проблематично.
За
продукты питания, экономику, науку и религию отвечают города-сателлиты.
Делятся они на две группы. Первые, основанные на натуральном хозяйстве
(фермы, пастбища, плантации), промыслах и добыче ископаемых, появляются
независимо от игрока и соответствуют географии и геологии данного
региона. Постройки второго типа появляются в провинции адекватно
притоку населения. Игрок самостоятельно выбирает из предложенного
списка градообразующее предприятие, направляя тем самым развитие
региона в нужную сторону. Судоверфь позволит построить сильный военный
флот, рыбацкий поселок улучшит ситуацию с продовольствием, а торговый
порт будет приносить живые деньги и потихоньку строить караваны для
заморских колоний. Заложенная ткацкая мануфактура и кузница –
поспособствуют улучшению финансовой ситуации. Школа – станет основой
для будущего университета, где незамедлительно начнутся исследования
военного и морского дела, естественных и социальных наук.
Церковно-приходское учебное заведение или медресе – укрепит позиции
своей конфессии. Не забыты и злачные заведения: турецкие бани, таверны
и сады удовольствий, чья задача – дарить счастье и тем самым уменьшать
число недовольных.
Места просвещения и отдыха стимулируют
появление на государевой службе трех агентов влияния: священника,
джентльмена и негодяя. Функция пастыря – привлекать в лоно своей церкви
прихожан конкурирующего культа. Негодяй охотится на чужих генералов и
агентов, шпионит и устраивает диверсии в городах. Джентльмен лишь
немногим лучше. Разве, что одним своим присутствием поднимает
производительность труда на производстве или в университете, но ради
Родины легко сбросит белые перчатки, чтобы не мешали при воровстве
чужих научных секретов, а на честных дуэлях так теоретический спор
завершит – никаких ученых мужей не напасешься.
Научный мир и
дерево технологий вообще в первый раз появились в серии Total War, и,
надо сказать, дебют получился удачным. Для исследований имеются семь
направлений: по три на экономику и военное дело, и одно – на
совершенствование знаний о мире и обществе. Изучением различных
проектов от «эмпиризма» и «севооборота» до «шрапнели» и «построения в
каре» занимаются в колледжах и университетах. На каждое учебное
заведение полагается ровно одно исследование. Следующий уровень
технологий потребует обновить здание университета и профильные
заведения: адмиралтейство, депо, казармы. Но одних денег недостаточно.
Для улучшения научного центра придется открывать ящик Пандоры и
развивать философию. Что ужасного в этой дисциплине? Появление нового
мировоззрения будит в подданных ощущение собственной значимости,
прививает стремление к свободе и подбрасывает огоньку цареубийцам.
Поясняю – движение по пути прогресса для монархии означает революцию со
всеми вытекающими проблемами.
Преобразования
и открытия важны, в первую очередь, для улучшения боеспособности армии
и флота. На этих верных союзников любого правителя работает и вся
экономика. Для защиты страны и содержание полков хватит и внутренних
ресурсов. Но для больших завоевательных войн нужны более полноводные
источники доходов. Не спешите задирать налоги, куда больше средств
приносит успешная торговля, базирующаяся на рынках сбыта и доступе к
дальним колониям, где туземцы за горсть стекляшек отдают ценную
слоновую кость и драгоценности. Алгоритм успеха прост, но сложен в
реализации. Первое – выход к морю и строительство торгового порта.
Второе – договор с другим правителем о взаимовыгодном сотрудничестве в
деле импорта-экспорта. Третье – снаряжение экспедиции для захвата
стоянки возле берегов Бразилии, Западной и Восточной Африки, Малайзии.
Четвертое – самое беспокойное, охрана торговых маршрутов от
завистников, врагов и пиратов. Естественно, по этим слабым местам и
наносятся главные удары. Приморские провинции захватывает армия,
дипломаты норовят порвать торговое соглашение, флот блокирует порты и
грабит золотоносные морские «дорожки».
Чего не хватает в
глобальном режиме игры, так это дополнительных событий, форс-мажора,
напрямую связанного с историей выбранного игроком государства.
Исторические сообщения носят скорее иллюстративный характер, нежели
напрямую влияют на игровую ситуацию. Судьбоносные решения или
дипломатическая реакция конкурирующих держав усложнили бы развитие
страны, сильная контрреволюция и местный колорит разнообразили бы общую
кальку с Французской революции и войны за независимость. А так, ни
бород боярам не побрить, ни янычар из пушек уму разуму не поучить.
Развитие провинций и морские сражения напомнили о наследии Сида Мейера – играх Pirates!, Civilization и Colonization. Только пока уважаемый мэтр культивирует в своем творчестве римейки и поделки,
Creative Assembly подхватила, продолжила и развила заложенные идеи,
плюс подтянула визуальную составляющую до современного уровня.
По правому борту – Огонь!
Отлично,
что глобальная часть игры перестала быть пресным гарниром и стала
вполне самостоятельным блюдом, но самое вкусное – это масштабные
тактические сражения в реальном времени. Зрелище получилось
потрясающим. Не столько за счет внешности солдат, сколько из-за
внимания к деталям местности и спецэффектам. Поле боя стало огромным.
Панорама иных видов словно сошла с полотен художников-баталистов. Горы,
покрытые тропическими, хвойными и лиственными лесами величаво выступают
из-за линии горизонта. Снежная пурга заметает тела павших и слепит
выживших. Морские волны ласкают пенными шапками борта кораблей и хищно
смыкаются над тонущими галеонами и фрегатами.
Следом
за декорациями прониклись романтикой и военные действия. Смерть в XVIII
веке красива атрибутикой и соблюденным ритуалом. Здесь не кланяются
пулям, не прислушиваются к свисту ядер, а поединки конных и пеших
больше напоминают танец с финальным земным поклоном убитого воина.
Зрелищность подчеркивается и слаженными, четкими действиями отрядов.
Гусары с казаками разворачиваются и рысью уходят тормошить фланги. Бьют
залпами и окутываются пороховым дымом плутонги первой линии. Гренадеры
штурмуют в отчаянной рукопашной занятый противником дом. В ожидании
конной атаки мушкетеры перестраиваются в каре и приставляют
штыки-байонеты.
Разработчики чуточку схитрили и не стали
вручать нам весь арсенал тактических приемов на ранней стадии кампании.
Изобрели что-то новенькое – сражение сразу оживилось. Штыки и гранаты,
мобильная артиллерия и строительство временных укрытий (засеки и рвы)
серьезно меняют порядок и ход сражения. Из-за этой «морковки»
возвращаться к тактическим баталиям весьма приятно.
В
долгожданных морских сражениях свой набор сюрпризов – личный контроль
за движением судна, стрельба с левого и правого борта, смена типа
зарядов (картечь, книппеля, ядра) и азартный абордаж. Капризная удача
вносит свои коррективы в виде направления ветра и качки, влияющих на
скорость плавучей махины и точность стрельбы. Попадания ядер в
деревянные крепости вырывают доски как щепки, рвут одним махом паруса и
снасти, сметают гигантской метлой замерших членов экипажа. Более
завидная судьба у тех, кто сцепился в абордажном бою – там у команды
больше шансов уцелеть. Не потери в личном составе, но большая пробоина
становится началом панического отступления и бесславного погружения.
Альтернативой выступает взрыв порохового погреба, который ставит
эффектную точку в жизни отдельно взятого корабля.
Тактика Буратино
Слабый
искусственный интеллект серии Total War давно стал притчей во языцех.
Разработчики как-то сами признались, что практически не меняют строки
программного кода, ответственных за данную часть игры, и обещали все
переписать набело. Похоже, обещанного нам еще долго ждать. Даже на
максимальном уровне сложности компьютер редко преподносит сюрпризы.
Беспомощное воинство действует по шаблону, в лучшем случае использует
складки местности и оборонительные сооружения, отрезает от укрытий и
вырезает беззащитную артиллерию конницей, но всерьез либо не оценивает
потенциальной опасности затеянных игроком маневров, либо реагирует
слишком поздно.
Впрочем,
минуты просветления бывают и у кремниевого полководца. Происходит сей
праздник тактической мысли редко. В первую очередь, когда нет начальной
расстановки войск лицом к лицу, а противник выходит на карту походным
порядком. Искусственный интеллект молниеносно оценивает выстроенные
ряды и атакует наиболее уязвимые в обороне места. Впрочем, смертельной
опасности для игрока подобные ситуации не представляют, так как
подкрепления подходят медленно и не позволяют атакующим развить успех.
Схожая
ситуация и на стратегической карте, где неуклюжие дипломаты наивно
просят о возвращении провинций, за мелкие подарки соглашаются на
торговое партнерство, в альянсе не преследуют ни союзнических, ни
собственных глубоко корыстных целей. Имперских амбиций у бестолковых
геополитиков практически нет, да и интриг на перспективу они не ведут.
Под шумок потребуют себе кусочек пограничной территории или ворвутся в
беззащитную провинцию, до которой армии три года топать – вот и все
коварные планы вероятного противника. Приходится развлекать себя
самостоятельно и воевать с одним товарищем в сценариях известных
сухопутных и морских сражений либо ожидать возможности пройти кампанию
вдвоем с другом, которую вот-вот добавят вместе с патчем.
Диагноз
XVIII
столетие в Empire Total War представлено масштабно, зрелищно, интересно
и увлекательно. Для стратегов – посерьезневшая внутренняя политика с
налогами, борьбой за популярность приближенного к монарху
правительства, развитие регионов и торговли, становление научных школ и
диверсионно-подрывная работа на территории вероятного противника. Для
любителей исправления истории – планирование бросков на Юг и походов на
Север с мытьем сапог в Индийском океане. Порадовали фанатов серии
эпичные сражения на пейзажной красоты картах и долгожданные фееричные
морские сражения. На месте и традиционные «болячки» Total War –
слабоватый искусственный интеллект и ворох мелких технических ошибок.
Очевидно, что за неимением серьезных конкурентов и амбициозных
наследников серия Total War будет править стратегическим жанром, как
вдовствующая императрица.
Плюсы:
Глобальность игровой модели
Зрелищные сухопутные и морские сражения
Изменения в управлении регионами и провинциями
Усиление влияния морской торговли и важности колоний
Джентльмены и негодяи
Анимация солдат и красочные пейзажи
Сетевые сражения и кооперативное прохождение кампании