В последнее время шутеры стали походить
на красочные аттракционы. Современные герои оказываются в гуще событий,
проходят сквозь всевозможные испытания, катаются на разнообразных
транспортных средствах, но – всё только в отведённое сценарием время и
место. Однако среди этого голливудского балагана ещё встречаются
боевики, где все усилия разработчиков брошены не на наведение внешнего
лоска, а на собственно игровую механику – сложную и глубокую. К
подобным проектам можно отнести ArmA 2. Первая часть была отличным
тактическим симулятором, но из-за внушительного списка недоработок
ArmA: Combat Operations обрела культовый статус лишь в узких кругах
поклонников жанра – которым плевать на оформление. Продолжение, увы
(для широких масс) или к счастью (для фанатов), продолжает топать
курсом своего прародителя.
Действие ArmA 2
разворачивается в вымышленной стране постсоветского пространства под
названием Чернорусь (Chernarus). Именно там орудует внушительная
группировка неких «плохих русских». Эти ребята не только издеваются над
мирным населением и занимаются террористической деятельностью, но и
методично захватывают один регион за другим. Того и гляди, станут
полноправными хозяевами в стране! Естественно, правительство США не
может просто смотреть, как о демократию вытирают ноги, и высылает свои
войска для наведения порядка. В состав освободительных сил входит и наш
подопечный – темнокожий сержант Купер. Именно он в составе
разведывательного подразделения Razor будет бороться за свободу
чернорусского народа.
Том Клэнси рыдает от зависти.
![](http://gamesinfo.ucoz.com/screen/action/a/arma2/1.jpg)
Собственно,
вся сюжетная линия в игре не представляет совершенно никакого интереса.
Американцы гоняются за предводителем этой шайки, тот ловко уходит от
расставленных ловушек… Постановка практически отсутствует – пару раз на
глазах Купера произойдёт что-то отличное от болтовни деревянных кукол.
Актёры (программисты?!) даже не пытаются создавать образы и монотонно
рассказывают о положении дел. Едва заметные движения челюстью
вверх-вниз – вот и вся лицевая анимация. Зачастую непонятно, кто из
трёх истуканов произносит очередную реплику. А отдельные моменты
выполнены в стиле бюджетных фильмов (из анекдота) – герою просто
сообщат о крупномасштабном теракте по радио.
Цитата:
- Джентльмены, мы идём на войну!
Но
оставим в стороне отвратительно поданную историю. ArmA 2 не много бы
потеряла, если бы представляла собой обыкновенный набор миссий,
поскольку столкновения с врагами – главная прелесть игры, настоящее
испытание, где главенствующую роль занимает отнюдь умение попасть в
прыжке с разворота белке в глаз, а скрупулёзный расчёт всех ходов и
грамотные действия во время перестрелок. Джоны Рембо на просторах
Чернорусии долго не протянут. Попытки пойти на амбразуру быстро
закончатся неутешительной надписью K.I.A. (killed in action - «погиб в
бою»). Неожиданный выстрел «из ниоткуда» заставляет сразу же уткнуться
носом в землю и полсти к ближайшему укрытию (вспоминая какую-нибудь
молитву). Вертеть головой – верный способ через мгновение с ней же
расстаться.
![](http://gamesinfo.ucoz.com/screen/action/a/arma2/2.jpg)
Все
телодвижения отнимают драгоценные секунды, ведь Купер не супермен
(погибает он от одного, если повезет, двух попаданий). К примеру, после
долгой пробежки он не сразу способен вести прицельный огонь. Поэтому в
противостояниях выигрывает тот, кто не просто первым заметит недруга,
но и сумеет выбрать наиболее подходящий момент для атаки, не совершив
при этом просчётов.
Враги тоже не позволяют расслабиться. Они
шустро передвигаются от укрытия к укрытию, залегают в траве и прочих
труднодоступных местах. Проблем с меткостью не испытывают и быстро
отправляют зазевавшегося вояку на тот свет. Но обвинить их в
жульничестве нельзя. Они обычные люди и тоже совершают ошибки. Если
подкрасться к неприятелю незаметно, то он не окажет сопротивления. В
целом, перестрелки получились напряжёнными, в меру динамичными,
требующие железной выдержки – ведь любое неосторожное движение может
привести к провалу.
Задания в одиночной кампании не выходят за
привычные рамки для игр военной тематики. На первых порах миссии
абсолютно линейны. Вот отряд Razor под покровом ночи уничтожает
радарную станцию, вот принимает участие в штурме города, вот помогает
товарищам избавиться от наглого снайпера. Потом игра превращается в
«песочницу». Куперу и его команде ведаётся ряд поручений, и выполнять
их они вольны в любом порядке. Одна работёнка незатейлива,
ограничивается выездом в указанную точку и устранением врагов. Другая –
требует посещения контрольных точек с поиском необходимой информации. А
иногда отправляют на розыск особо важной персоны, выдавая лишь
фотографии и указывая приблизительный район местонахождения (поди туда,
не знаю куда).
![](http://gamesinfo.ucoz.com/screen/action/a/arma2/3.jpg)
Правила
в ArmA 2 очень жёсткие. Закончился бензин в машине – пытайтесь вызвать
дозаправку с базы или ищите новую. Закончились патроны – используйте
трофейные стволы. Никаких поблажек, никаких условностей и прочих
казуальных прелестей. Надеяться необходимо только на силы отряда и свои
собственные.
Когда Купера повысят до командира подразделения, у
него появится возможность отдавать приказы своим подчинённым. Набор
указаний внушительный. На месте традиционные «иди к указанной точке»,
«следуй за мной», «атакуй указанную цель». Есть два режима поведения –
агрессивный (мочить всех!) и тихий (не стрелять), также различные
формации. Кроме того, однополчанам можно указывать, на каком фланге
находиться, отправляться в атаку, держаться позади отделения, либо
искать укрытие. И, наконец, дозволено вселяться в любого члена отряда и
непосредственно управлять им. К сожалению, процесс руководства портит
интерфейс. Он перегружен многоуровневыми менюшками с мелким текстом,
запутаться в этом лабиринте проще простого. Нормальную систему «горячих
клавиш» не завезли. На отдельные приказы потребуется не одно движение,
а выполнить последовательность быстро не всегда представляется
возможным. Зачастую это приводит к ранению или гибели подчиненного.
Однако
все жестокие правила здешнего мира, и мелкие недоработки меркнут на
фоне невероятного количества ошибок. В этом аспекте ArmA 2 уступает,
разве что, первой версии «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо».
Игра то и дело зависает намертво, и единственным выходом является
перезагрузка. Случаются вылеты на рабочий стол. Сохранения не желают
загружаться. Помимо этого, периодически перестают работать скрипты,
из-за чего отдельные миссии становятся невыполнимыми. Враги обожают
«выключаться» и в некоторых областях вместо злобных боевиков стоят лишь
неподвижные оловянные солдатики. Напарники не реагируют на приказы,
застревают в текстурах, идут напролом, отказываются лечить раненого
командира. Иногда, находясь на базе (в мирной зоне), герой может просто
умереть, без всякой причины. Заедают отдельные звуки – приятного мало,
когда из колонок постоянно доносятся «эротичные» стоны раненого бойца,
хотя тот уже давно на ногах. Это лишь те представители бесчисленной
армии «жуков», которых мы встретили лично в процессе прохождения.
Ждем-с заплаток.
![](http://gamesinfo.ucoz.com/screen/action/a/arma2/4.jpg)
Если
вам надоело бороться за свободу одному, то стоит заглянуть на
многопользовательские арены. Там можно сразиться с другими игроками и
принять участие в масштабной военной операции, где все участники –
живые люди. В частности, режим Warfare превращает игру в настоящую
стратегию с постройкой базы! Также в распоряжении фанатов имеется
редактор с широчайшим набором функций, позволяющий создавать
собственные модификации.
Графически ArmA 2 выглядит (мягко
говоря) посредственно. Да, просторы действительно огромны. Да, загрузок
при путешествии из одного конца карты в другой не наблюдается. Но
модели выглядят угловато, двигаются, словно заржавевшие терминаторы.
Нет модных эффектов и красочной пиротехники. То и дело на экране
появляются «голые» модели и покрываются текстурами «на лету». Системные
требования при этом оставляют Crysis
далеко позади и требуют компьютер топовой конфигурации для комфортной
игры на максимальных настройках. Хотя любоваться, в общем-то, нечем.
Леса, поля да безликие городишки и деревеньки. Разработчики попытались
создать атмосферу постсоветской республики с неказистой архитектурой.
Но тут нет «сталкеровского» внимания к деталям и его великолепного
освещения, есть только однотипные домишки, церквушки с невзрачным
убранством и типичные заводские комплексы. В результате всё сливается в
единый серый и унылый пейзаж.
Диагноз
Блеск и нищета в
одном флаконе. Перестрелки, безусловно, удались и дают возможность
почувствовать себя кои-то веки не супер-бойцом элитного отряда, а
солдатом. Солдатом, который вынужден не столько метко стрелять, сколько
уметь принимать правильные решения и грамотно руководить своими
подчиненными. Настоящий военный симулятор. Правильное развитие идей
первой части.
Эх... Если бы у Bohemia Interactive нашлось
больше времени и финансов на шлифовку своего проекта, глядишь, и
интерфейс не был бы не таким запутанным, и графика с дизайном не
представляли бы собой тандем двух инвалидов, и не было бы ТАКОГО
количества ошибок. И подтянулся бы народ со стороны. А так, игру можно
рекомендовать только поклонникам военных симуляторов, которые готовы
простить многое, если не все, за сам факт собственно симуляции.
Плюсы:
- Неповторимая атмосфера боя
- Напряжённые столкновения с неприятелями
- Широкий набор команд для подчинённых
- Отличный, массовый мультиплеер
- Редактор с широкими возможностями
Минусы:
- Слабая сюжетная линия
- Невероятное количество всевозможных ошибок кода
- Отдельные миссии превращаются в скучные прогулки по просторам
- Неудобный интерфейс
- Высокие системные требования при посредственной графике
- Безыдейный арт-дизайн