Бэтмен (он же Брюс Уэйн) – это один из
самых пожилых супер-героев комиксов. Его дебют состоялся (страшно
представить) аж в 1939 году. За долгий период своей службы он отправил
за решётку не один десяток разнообразных злодеев. Конечно, неоднократно
человек-мышь посещал большой экран и пережил множество «перезагрузок».
Новый
Бэтмен в исполнении режиссёра Кристофера Нолана получился настоящей
криминальной драмой. Фильм «Тёмный рыцарь», вышедший в прошлом году,
был обласкан критиками, собрал невероятную кассу в прокате ($1 млдр.) и
стал одной из самых успешных кинокартин последнего времени. А вот
разработчики видеоигр не поддержали киношников из Голливуда и не
сподобились выпустить одноимённый проект. Поклонникам пришлось
довольствоваться только детским плаформером LEGO Batman. Вновь зажечь бэт-сигнал на небосклоне игровой индустрии попыталась малоизвестная студия Rocksteady.
Начинаются
новые приключения Бэтмена с того, чем они обычно заканчиваются.
Отважный герой в очередной раз разрушил до основания планы одного из
своих самых ненавистных противников Джокера, и разукрашенный под клоуна
преступник отправляется в то место, из которого уже неоднократно
сбегал. Речь идёт о психиатрической лечебнице Архам (Arkham). Однако
вскоре после прибытия весельчак без труда избавляется от оков и
выпускает на волю всех заключенных. Ловушка! Власть в заведении
переходит в руки криминальных элементов. Разумеется, полиция
оказывается бессильна и Тёмный рыцарь отправляется наводить порядок во
взбунтовавшемся курятнике.
Сюжет
в Batman: Arkham Asylum трудно назвать интересным и богатым на
неожиданные события. Начало, безусловно, интригует и заставляет мчаться
по следу маньяка. Но чуть погодя нехитрый план Джокера всплывает на
поверхность, каких-то других козырей сценарий не припрятал, и всё
повествование скатывается к ещё одному спасению Готэма от неминуемой
гибели. Постановка тоже не вышла за рамки сцен, в которых что-нибудь
взрывается, или главный герой лихо расправляется с очередной жертвой.
Зато
персонажи – неоспоримое достоинство истории. Здесь практически нет
серых и скучных личностей. У Джокера рот не закрывается. Он постоянно
подшучивает над протагонистом, превращает происходящее в дьявольский
балаган. Бэтмен – мрачный, немногословный мужик. Его работа - борьба с
преступностью, и он танком движется к своей цели. Не подвели и
остальные участники шоу: будь то подружка Джокера, забавная девчонка,
разодетая в костюм школьницы, или Киллер Крок – настоящая зубастая
зверюга. Отличная актёрская работа прилагается.
Прежде, чем
окончательно испортить вечеринку супер-злодеев, Бэтмену предстоит
пройти через множество испытаний. Архам представляет собой огромный
комплекс построек: от палат для интенсивной терапии до ботанического
сада. Герой может спокойно слоняться по округе и разглядывать
достопримечательности, но у него всегда есть либо отметка на карте,
куда нужно добраться, либо след, по которому нужно идти. Приключение
совершенно линейно.
С
бандитами Бэтмен не церемонится и без лишних разговоров набрасывается
на них с кулаками. Боевая система в игре получилась совсем простой
(если не сказать – примитивной). Чтобы ловко выбивать дух из
недоброжелателей, достаточно нажимать всего одну (!) кнопку. В
распоряжении Брюса есть ещё и контратака: над головой противника
появляется специальный значок, и за отведённый (весьма продолжительный)
промежуток времени герой должен сделать перехват. Дополняется скудный
набор оглушающим ударом, да несколькими приёмами, вроде способности
схватить болванчика за шкирку и бросить куда подальше или запустить в
лицо нападающему бэтарангом.
У данного подхода есть одно
неоспоримое достоинство - лёгкость в освоении. Нет надобности
запоминать списки комбинаций. Да и выглядят противостояния отлично,
благодаря превосходной анимации движений и мягким переходам между
приемами. Бэтмен отвешивает оплеухи направо и налево, бьёт гадов руками
и ногами, эффектно перехватывает атаки. Оператор всегда находится в
нужном месте, ничто не мешает наблюдать за действиями героя и
наслаждаться артистичными рукопашными схватками. Тем более, враги на
месте не стоят. Они набрасываются на Бэтмена со всех сторон, используют
окружение в своих целях: швыряют в него ящики и прочую утварь.
К
сожалению, недостатков тоже предостаточно. Любой боевой системе, как
воздух, необходимо развитие «вглубь». Должны появляться новые приёмы и
новые же виды неприятелей, требующие особого подхода. А с этим у
Batman: Arkham Asylum большие проблемы. В застенках встречаются лишь
традиционные отморозки, бандиты с ножами (обязательно оглушить),
неприятели с электрошокерами (обязательно обойти с тыла), да бегающие
на четвереньках твари. Особо крутые ребята, как правило, представляют
собой перекачанных громил. Методы устранения их очевидны и не меняются.
Вот
и приходится Бэтмену поначалу драться с пятью рядовыми бойцами, потом
на арене появляется сразу десять. Сначала выходит один крутой парень,
потом мини-босс тащит с собой несколько миньонов, затем таких
мини-боссов уже два, а миньонов больше десятка. Каких-то интересных
приёмов не наблюдается, старые утомляют, и происходящее надоедает.
Те,
кому не нравится вызывающий значок, предупреждающий об опасности, могут
попробовать свои силы на высоком уровне сложности, когда эта функция
недоступна (мы, памятуя о детской сложности демо-версии,
так и поступили). Тут уж приходится наблюдать за анимацией врагов.
Однако когда Брюса окружает сразу десяток психов, за всеми одновременно
уследить крайне проблематично, и ближе к финалу стычки превращаются в
череду проб и ошибок.
Поклонники Росомахи
от Raven будут сильно разочарованы. Бэтмен в исполнении Rocksteady -
хоть и бескомпромиссный борец за справедливость, но парень очень и
очень добрый. Он никого не убивает, только оглушает. Да здесь даже
крови нет! Из противников летят какие-то странные белые брызги (хорошо
хоть, не разноцветные спрайты, как в кавайных японских файтингах).
Некоторые
обитатели Архама получили в своё распоряжение огнестрельные пушки.
Против них врукопашную ходить бесполезно, пристрелят мгновенно, броня
не помогает. В такие моменты Бэтмен превращается в Сэма Фишера и
начинает устранять врагов исподтишка. Брюсу предстоит следить за
перемещением бандитов, караулить их в укромных уголках, нападать со
спины и быстро прятаться. В его арсенале хватает различных
приспособлений – от взрывчатки до бэтаранга, – можно проявить
изобретательность.
Увы, но все эти способы так и остаются
приятными, но невостребованными возможностями. Дело в том, что подобные
тихие миссии происходят в больших помещениях, под потолком которых
расположены статуи горгулий. На эти изваяния Бэтмен спокойно забирается
при помощи пистолета-кошки, враги его не видят, после чего появляется
шанс спокойно спикировать на голову одиноко стоящему противнику и
оглушить его. Потом ретироваться в безопасную зону, чтобы дожидаться
следующего… Конечно, соратники быстро отреагируют на потерю товарища.
Но они лишь поохают над его телом, проклянут ненавистную летучую мышь,
да рассредоточатся. Подкрепление не появится, и принцип
«спрыгнул-оглушил-спряталася» почти всегда работает безотказно.
А
ведь бэт-костюм дарует своему хозяину ещё и волшебное зрение –
Detective Mode. Этот режим позволяет видеть сквозь стены всех
неприятелей: где стоят, чем вооружены, волнуются или спокойны.
Использовать магическое устройство дозволено сколь угодно долго, хоть
не выключать вовсе, что превращает тихие миссии в расслабленную игру
летучей мышки с подслеповатыми, беспомощными котятами.
Точно
также не удались схватки с многими боссами, а некоторые из них
построены по совсем примитивной схеме: убей пять приспешников, затем
восемь, затем двенадцать – супер-злодей повержен! Обидно. Только
отлично поставленные схватки с Ядовитым Плющом и Киллер Кроком
подсластят горькую пилюлю.
Одиночная кампания вряд ли займёт
более восьми часов (мультиплеера в игре не предусмотрено), но и после
её завершения на просторах Архама есть, чем заняться. Во-первых,
небезызвестный Эдвард Нигма оставил почти две с половиной сотни (!)
всяческих головоломок. Во-вторых, в разных уголках спрятаны источники
информации о вселенной, интервью с заключёнными, история легендарного
дурдома, и другие интересные сведения. И, наконец, в-третьих,
становятся доступны для посещения Сhallange Maps. Всего таких «карт»
два типа. В одних Бэтмен (на PS3 можно для этих целей скачать из PSN
бесплатного Джокера) сражается на кулаках с набегающими противниками. В
других – ведет скрытную войну с вооружёнными отморозками. Условия во
время испытаний могут меняться, перед героем ставят новые задачи. Здесь
уже заставляют применять все навыки. Жаль, что сложные (в хорошем
смысле) моменты присутствуют здесь лишь в качестве необязательной
добавки.
Выглядит
Batman: Arkham Asylum замечательно – одна из самых красивых игр на
движке Unreal Engine 3. При взгляде на местные модели, вылепленные до
последней морщинки и чешуйки, даже мастерам из Epic Games неуютно
становится. Все постройки комплекса выполнены с невероятным вниманием к
деталям: каждая камера, каждый кабинет работников, а также лаборатории
и оранжереи со своими неповторимыми стилями и обстановками. Во время
путешествия по закоулкам острова всегда есть, на что обратить внимание,
чем любоваться и восхищенно крутить камерой при виде здешних панорам.
Поразительная оформительская работа.
Владельцам PC с
графическими ускорителями NVIDIA повезет чуть больше – им на радость в
игре задействован физический движок PhysX, благодаря которому можно
пинать газетные листы, колотить плитку и удивляться реалистичному
поведению тумана – он в кои-то веки реагирует на порывы воздуха. Вот
только придеться подождать – PC-версия выходит 17 сентября.
Диагноз
На
протяжении всего приключения в лечебнице Архам не покидает ощущение,
будто авторы чего-то (или кого-то) боялись. Боялись усложнить боевую
систему. Боялись превратить Тёмного рыцаря в безжалостного убийцу.
Боялись выпустить на арену интересных противников. Боялись отобрать у
Бэтмена жульнический Detective Mode. В итоге происходящее напоминает
скучноватую, поучающую и добрую историю с котом Леопольдом отважным героем в главной роли. Не хватает только обезоруживающей фразы: «Ребята! Давайте жить дружно!».
Однако
обстановка постоянно меняется. Бетмен дерётся, крадётся, покоряет
высоты и слушает забавные комментарии Джокера. Графика, звук, дизайн,
персонажи, анимация движений – всё на высшем уровне. У разработчиков
получилась прекрасно оформленная, интерактивная глава из жизни Темного
рыцаря, нацеленная, увы, на аудиторию... LEGO Batman. Только последняя
играется интереснее и позволяет дуреть в кооперативе.
Плюсы:
- Запоминающиеся персонажи, отличная актёрская работа
- Постоянное чередование игровых элементов
- Рукопашные схватки выглядят потрясающе
- Множество способов устранения противников
- Сильная графическая составляющая
- Отличный звук
- Невероятное количество загадок, секретов и дополнительных материалов
- Круто поставленные поединки с некоторыми боссами
Минусы:
- Примитивная боевая система
- Мало видов врагов. Как следствие, рукопашные схватки быстро надоедают
- Detective Mode и горгульи делают бесполезными многие приёмы для бесшумных оглушений
- Некоторые поединки с боссами выполнены в примитивной манере, включая финальное недоразумение
- Невысокий уровень насилия превращает происходящее в детсадовскую историю