Мастеровые из Epic Games определенно
заложили кому-то свои души. Еще не успели просохнуть кровавые подписи
на соглашении, как ребята прилипли к своим рабочим местам и с
фанатичным усердием принялись творить вторую часть Gears of War.
Фантазия била через край, идей легко хватило бы на десяток сиквелов и
двадцать голливудских блокбастеров. Но им казалось мало. Они старались
воплотить их все сразу в одном проекте, яростными рыками отгоняя от
своих компьютеров постанывающих от ужаса менеджеров: «Ребятки! Ну,
зачем столько жестокости?! Посмотрите на плюшевую Halo и ее
продажи-и-и…». Но верховный гейм-дизайнер Клифф Блежински был неумолим.
Он делал ИГРУ, равной которой НЕТ.
Команда работала на
износ, чтобы Gears of War 2 превратилась в самый масштабный, красивый и
жуткий проект современности. Чтобы каждая сцена с жужжанием
хирургической пилы врезалась в память. Чтобы низменные кровожадные
инстинкты нашли свой выход. Чтобы вознести насилие в ранг искусства –
пусть даже ради этого придется искупать героев в крови. И у Epic
получилось. «Шестеренки войны» раскрутились, сминая всё то хорошее, что
было в первой части, и предложили взамен совершенно новые ощущения.
Сравнения? Ну, представьте, что Gears of War – это «Братство кольца», а Gears of War 2 – «Возвращение короля».
Король
вернулся, да так, что врезал со всей дури сразу по всем органами
чувств. Гулкие выстрелы выбивают барабанные перепонки. Очарование
далекой планеты Сэра заставляет плакать от зависти архитекторов эпохи
Возрождения. А постановка массовых побоищ вгоняет в истерику
голливудских режиссеров: а вдруг Клифф Блежински однажды захочет себя
опробовать на ниве создания фильмов. Это ж все прибыльные контракты к
нему перетекут! И даже сюжет, который в шутерах всегда делается по
остаточному принципу, тут занимает центральное место, заставляя
смеяться и плакать… Действительно плакать. Многие моменты шиты белыми
нитками, не хватает логической завершенности и накала в самом финале,
но сцены сделаны мастерски, за героев переживаешь, им искренне
сочувствуешь.
Планета Сэра имеет историю странную и
загадочную. Люди жили веками на ее поверхности и наслаждались этим раем
обетованным, как вдруг земля разверзлась, и оттуда полезли коренные
обитатели с большими зубами и когтями, прозванные за многочисленность
локустами (locust - саранча). Началась затяжная война, в процессе
которой помпезные города превратились в руины, а остатки человечества
пытались кое-как сдерживать вражескую биомассу разрушительными залпами
со спутников.
Два года назад нам повезло принять участие в
переломном моменте, когда суровый и своевольный мужик Маркус Феникс в
компании с не менее крутыми парнями забросил в локустовские пещеры
здоровущую бомбу, которая (в теории) должна была выжечь их гнездо. Но
на самом деле только разозлила монстров. И как разозлила! Твари собрали
ВСЕ свои силы и хлынули на поверхность, раззадоренные не столько
ответным ударом презренных «хьюманз-з-з», сколько
патриотическими речами собственной королевы. Люди так опешили, что
напрочь забыли про свои военные спутники, объявили общую мобилизацию и
нанесли ответный удар!
Естественно,
на острие меча возмездия находятся наши старые знакомые. Именно им в
очередной раз предстоит спасти мир, перед этим порезвившись на родной
территории локустов. Хотели посмотреть, как живут подземные монстры и
лично познакомиться с их королевой, которая обещала нам «Fight and fight and fight!»
в первой части? Получите все сполна. Жаль только, что главные сюжетные
повороты начисто списаны из Halo (флад и тут пролез) и Half-Life 2
(доктор Брин, так вот, куда вы подевались).
Вы хотели
продолжения Gears of War? Того же самого, но «больше, лучше, круче»?
Обломитесь. Пожалуй, самой большой претензией ко второй части является
то, что она слишком непохожа на свою предшественницу и уехала далеко в
сторону Call of Duty, предлагая вместо проработанной (доработанной)
механики парк шокирующих аттракционов. Маркус Феникс поливает врагов из
стационарных пулеметов, забрасывает снарядами из мортир, управляет
кранами и кувыркается от следящих лучей турелей. Он вместе со своими
компаньонами катается и летает на всём, что способно двигаться, включая
«технику» прущих из разломов монстров. Он даже сражается с огромными
боссами! Настолько огромными, что перед ними крошка Брумак кажется
добрым и ласковым гремлином. Некоторые имеют воистину титанические
размеры, и разбираться с ними приходится изнутри, устраивая им
расстройство желудочно-кишечного тракта и сердечную недостаточность.
Непрерывный «вау-фактор». Никаких повторов, сплошная череда удивительных сюрпризов.
Однако
порыв делать «разнообразие ради разнообразия» привел к тому, что не все
элементы получились одинаково интересными. Кому-то не понравятся
покатушки на транспорте. Кто-то будет плеваться от необходимости за
строго определенное время убивать врагов. Отдельные эстеты скривятся от
схваток с боссами, представленные тут простенькими мини-играми. Все
зависит от собственных пристрастий. В любом случае, эпизоды не
затянуты, один быстро уступает экранное время другому, а дизайн и сюжет
за любые действия выдают щедрые премиальные.
Gears of War 2
относится к той категорий развлечений, которые сбивают с ног и
очаровывают одним своим внешним видом (и дело тут, естественно, не в
оформлении коробки, на которой Маркус Феникс сжимает связку жетонов
павших товарищей). В свое время первая часть своим потрясающим,
художественным дизайном заставила нас полюбить эту разрушенную планету,
некогда бывшую прекрасным миром, а ныне охваченную яростью войны на
уничтожение. Вторая по визуальной части, представьте себе, переплюнула
предшественницу. Все локации новые. Все изумительно красивые и
постоянно разные.
Движок Unreal Engine 3 сильно возмужал, хотя
усовершенствования бросаются в глаза далеко не сразу. Клифф Блежински с
профессионализмом опытного картежника не спешит сразу выбрасывать все
козыри, предпочитая уничтожать противника постепенно, прикладывая все
тяжелее с каждым новым ходом, пока тот не завизжит от ярости, да и не
выпустит себе пулю в лоб.
А
что, все честно. Технология Ambient Occlusion сделала освещение намного
более реалистичным, из-за чего темные уровни стали четче и контрастнее.
Враги прут толпами, и каждый прицельный залп из мортиры превращает
шевелящийся ковер тел в груду слизкого мяса. Вода из слюдяной пленки
превратилась в ЖИДКОСТЬ, реагирующую на физические воздействия. И
речная погоня в результате подарила незабываемые впечатления. Наконец,
добавили цвета, но очень избирательно и не ко всем объектам. Благодаря
такому подходу иллюминация стала несравнимо краше, да и воспринимается
острее во время перестрелок.
Что касается самих сражений, то они
стали еще эффектнее и брутальнее. Враги научились, находясь при смерти,
отползать за укрытия, чтобы их оживили товарищи. Поверженного локуста
можно использовать в качестве живого щита, отстреливаясь при этом из
пистолета. Появилось несколько новых типов добиваний - и теперь мы не
только пяткой ломаем хрупкие черепушки, но также забиваем до смерти
руками, молотим по головам прикладами и сворачиваем шеи. И каждый из
таких моментов воспринимается отдельной постановкой: камера выбирает
эффектный ракурс, чтобы игрок смог плотнее ощутить ярость Маркуса.
Впрочем, наш любимый автомат лансер с интегрированной бензопилой
по-прежнему остается королем в здешней мясобойне. Зазевавших локустов
пилим на куски сзади и спереди, прорываемся с его помощью через
органику и кромсаем щупальца чудовищ.
Бестиарий разнообразили
новыми видами, и по полю боя носятся парни с огнеметами и здоровущими
пулеметами, мелкие камикадзе и психованные священники, дистанционно
оживляющие своих братков. Чтобы заставить Маркуса проворней шевелить
задницей, локусты выпустили из своих темных казематов толстопузых
уродов, которые в век свинца и гранатометов смело бросаются на «ground walkers-s-s» со щитами и булавами.
Похвалили?
Пора и поругать. Есть за что. Уж слишком часто Маркуса запирают на
арене под каким-нибудь нелепым предлогом и накатывают одну волну
недругов за другой. Слишком часто бои проходят на дальних дистанциях,
из-за чего маневрирование отходит на второй план, и остается банальный
тир из-за укрытий. Шутка ли – дробовик в таких условиях вообще потерял
свою актуальность. Новое оружие и враги могли бы здорово разнообразить
картину боя, но, увы. Смешивают разные виды крайне редко. Чаще всего
сначала идут одни, за ними – другие. «Оружие возмездия» (огнеметы,
пулеметы, мортиры) выдается строго по расписанию, чтобы накосить тонны
три-четыре мяса. А увлечение скриптами сделало игру несравнимо
зрелищней первой части, но добавило синтетический запашок Call of Duty:
аттракцион для героя, все по расписанию. Есть даже места, где враги
бесконечно возрождаются, пока не сорвешь невидимую ленточку на дороге.
Впрочем,
несмотря на недостатки, кампания легко справляется со своей главной
задачей: на восемь часов обеспечивает нас шокирующим калейдоскопом
событий с гениальным арт-дизайном. Уровни сложности на любой вкус.
Casual стал казуальнее, Hardcore – хардкорнее, а на Insane в одиночку
лучше вообще не заглядывать - уж слишком много в игре моментов, когда
врагов надо до отвала накормить пулями за строго ограниченное время. И
добавили Normal – самый оптимальный вариант для первого знакомства.
Но
кампания – это только начало, вершина айсберга. Милости просим в
мультиплеер, который со времен первой части значительно эволюционировал
и стал самостоятельной, значимой и, пожалуй, самой увлекательной
компонентой Gears of War 2.
Поклонникам
кооперативного прохождения оставили возможность бороздить по планете
Сэра на пару с товарищем – как в режиме сплитскрин, так и через онлайн.
Причем, каждый из игроков может выбрать для себя уровень сложности
самостоятельно! Сохранившиеся развилки в сюжетном коридоре периодически
заставляют напарников разделяться и работать соло. Новая возможность
отползать за укрытие после получения критического ранения пришлась
очень кстати. Постанывая и истекая кровью можно самому дотянуть до
друга, вместо того, чтобы провоцировать его на трехэтажные
ругательства, умудрившись скопытиться в эпицентре противостояния.
Но
самым большим бонусом для поклонников кооперативных баталий стал режим
«Орда» (Horde). Эта реинкарнация древнего Invasion для Unreal
Tournament 2004 заставляет группу до пяти славных бойцов COG сражаться
на избранной арене, отбиваясь от толп прущих со всех сторон
противников. И вот тут, именно тут просыпается дух старого Gears of
War. Epic хорошо поработала над искусственным интеллектом локустов, и в
онлайне они совсем не напоминают тех скриптованных болванчиков, массы
которых в кампании тупо дохнут под градом снарядов из мортир. О нет.
Они маневрируют, они пользуются укрытиями, не идут в лоб, отходят,
терпеливо сидят в засадах, окружают. И самое главное – на игроков
вбрасывают сразу все возможные виды врагов: от шустрых камикадзе и
снайперов до бугаев с дубинами и тесаками. Схватка накаляется, одна
волна сходит, начинается другая, уровни захламляются мясом, вопли «Прикрой», «Отходи», «Спасите! Помогите!» льются в эфир, и кровь легко вскипает на адреналиновом топливе.
У
всего этого есть только один небольшой, скажем так, недостаток. Кроме
очков пользователи не получают больше никаких существенных
вознаграждений: нет набора опыта, уровней, апгрейдов и прочей ролевой
атрибутики, которая сейчас активно интегрируется в мультиплеерные
шутеры.
Не
нравится?! Тогда добро пожаловать в мультиплеер! Тем более, что сейчас
в него можно играть в одиночку – с умными ботами, что, естественно,
придется по душе людям, которые не имеют доступа к онлайну. Во-вторых,
теперь на одной арене может воевать до 10-ти человек (в оригинале было
8). В-третьих, значительно разнообразили режимы. В-четвертых, добавили
кучу нового оружия. В-пятых, нарисовали аж 10 красивейших арен и
переделали пять из Gears of War. Последние, правда, на диске не поместились
в целях борьбы с рынком «вторых рук» выложили в Live, и скачать их
могут только обладатели специального купона, который идет в комплекте с
игрой. Контент привязывается к вашей учетной записи, поэтому, вздумай
вы затем перепродать игру, то покупатель просто не получит трети
мультиплеерных карт.
К привычным уже командным противостояниям,
в которых локусты и люди на языке гранат и бензопил доказывали свое
превосходство, боролись за контрольные точки и убивали лидеров,
добавили забавный режим Submission. Этакая глумливая адаптация Capture
the Flag, в которой две противоборствующие стороны пытаются захватить и
дотащить до своей базы суетливого парня с прозвищем Meatshild. Шутка в
том, что персонаж при этом не стоит на месте, да еще и отстреливается.
Дополнительно в этом режиме включаются бесконечные возрождения, арены
небольшие, и все силы все время концентрируются в одной точке.
Второе
новшество - это, так сказать, «кооперативный Deathmatch» под названием
Wingman. Десять человек делятся на пять команд и сражаются, прикрывая
друг другу спины. Пикантность состоит в том, что убивать можно только
добиваниями. Поставить-то противника на колени не проблема, а вот
добежать до него, пока он не отполз к своему товарищу, да еще отбиваясь
параллельно от вражеских «парочек», гораздо сложнее.
Опять
же, минус мультиплеера заключается в том, что сама игра никак не
премирует своих поклонников. Естественно, имеются «Награды»
(Achievements). Но даже такая мелочь, как новые шкурки для
мультиплеерных баталий, открываются во время прохождения кампании, и
еще пара достанется бесплатно, но только если вы до этого успели пройти
первый Gears of War.
Диагноз
«Эпики» не стали
ремесленниками, не последовали примеру Bungie, и не превратили сиквел в
ординарное продолжение формата «пара новых пушек и три вида техники».
Gears of War 2 – это совсем другая игра: сногсшибательно разнообразная,
с упором на сюжетную линию и персонажей, с планетарным размахом и
ошеломительным гигантизмом. Кампания превратилась в лихой аттракцион –
и это, несомненно, придется по душе тем, кому оригинал не понравился
из-за своего относительного однообразия. Мультиплеер значительно
эволюционировал, стал больше, интереснее, глубже – и в онлайне снова
можно проводить десятки часов, разрываясь между калейдоскопом
увлекательных режимов и разрывая противников в клочья.
Не всё у
«эпиков» получилось гладко. Есть, за что поругать и куда расти.
Сюжетная линия запоминается отдельными моментами, но события часто
связаны кое-как, а местами здорово разочаровывают очевидными
заимствованиями из других игр. Кампания постоянно разнообразна, но не
все элементы удались одинаково хорошо. Люди, которым первая часть
нравилась как раз за счет проработанной игровой механики
«войны-из-за-укрытий» тут найдут отдушину только в режиме «Орда». И так
далее, и тому подобное. Но все это мелочи. Всем угодить не возможно. И
Gears of War 2 является самой значимой, самой масштабной и красивой
премьерой осени. Мощный стимул стать обладателем Xbox 360, а уже
состоявшимся владельцам консоли – шустро бежать в магазины за покупкой.
Плюсы:
Великолепный арт-дизайн локаций и монстров
Разнообразная, насыщенная событиями кампания
Новое оружие и враги
Раненные противники теперь сами могут отползать за укрытия, чтобы их оживили союзники
Брутальных добиваний стало больше
Кооперативное прохождение кампании с возможность независимо от напарника выбрать уровень сложности
Исключительно агрессивный кооперативный режим «Орда» на 5 человек
Проработанный мультиплеер на 10 человек с кучей разных режимов
Минусы:
Погнавшись за разнообразием в кампании, разработчики часто забывали про качество отдельных эпизодов
Обилие белых ниток в сюжете, очевидные заимствования из Halo и Half-Life 2
Схематичные схватки с боссами, включая финальное недоразумение
Хост в мультиплеере по-прежнему сохраняет преимущество над остальными игроками