Дорогие читатели, сердечно поздравляем
вас с началом новой эры в истории видеоигр. Жаль, что не все из вас
могут познакомиться с Uncharted 2: Among Thieves. Очень жаль, что
сомневающиеся даже приблизительно не представляют, насколько высоко
команда разработчиков из Naughty Dog задрала планку качества, разом
превратив прошлые образцы для подражания в напыщенных скоморохов. Мы
тоже не представляли, тоже сомневались, но когда вставили диск в
консоль и начали играть, пришли в такое же замешательство, какое
испытали, наверное, первые зрители фильма братьев Люмьер «Прибытие
поезда». Так не бывает! Невозможно! И, тем не менее, факт.
Как
только вы запустите Uncharted 2, то сразу окажетесь в удивительнейшем
виртуальном приключении. Сюжет скачет диким мустангом по экзотическим
странам, обилие игровых ситуаций сводит с ума своей непредсказуемостью,
персонажи остроумны и эмоциональны, отважно лезут в неприятности и
каким-то чудом спасаются за мгновение до гибели. К такой истории
прилипаешь намертво, не оторваться, кто бы вас ни тянул за шиворот и
какие бы соблазны ни шептал на ушко. Причем, восторг от увиденного
постоянно нарастает. Это может показаться невероятным после знакомства
со сногсшибательными первыми уровнями, но когда открываются двери в
финальные локации, только черствые люди не испытают чувство волшебной
эйфории.
Весь
проект – это первая в своем роде киноигра, где умным режиссером
распланирована каждая минута наших приключений. Что-то подобное было в
Half-Life 2 и Call of Duty 4, где игровые ситуации зачастую
превращались в дорогие театральные представления с динамичными
декорациями. Но волшебная палочка сценаристов Uncharted 2 работает
достовернее и не знает усталости, безостановочно наколдовывая
испытания, одно головокружительнее другого. Простор для фантазии у них
обширнее, ведь Among Thieves – это не шутер, а приключенческая игра,
где игрок обладает множеством способностей и вынужден в процессе
прохождения решать самые разные задачи: карабкаться по стенам, ломать
голову над загадками древних и, конечно же, стрелять в плохих парней.
Ситуации
меняются постоянно, заставляя быстро реагировать и при этом не сбавлять
темп ни на секунду, иначе вонзившаяся в хребет пуля живо отправит к
предыдущему сохранению. Полез по перекладине – ее снесет вертолет.
Повис на карнизе – а снизу наемники уже готовят теплый прием. Спрятался
в доме – не тормозите, не переводите дух. Скорее всего, все закончится
обрушением всего здания. Каким-то чудом выживаешь, валишь врагов из
возможных и невозможных позиций, прыгаешь по шатким опорам, ныряешь в
чудом подвернувшуюся щель – и при этом не чувствуешь себя
сверхчеловеком. Скорее, отчаянным везунчиком, на заднице которого
Фортуна оставила свой поцелуй.
Знакомьтесь, Натан Дрейк, герой нашего времени.
Вы
уже могли видеть этого парня в первой части Uncharted, но его прошлое
приключение в поисках волшебного Эльдорадо оказалось всего лишь
разминкой перед настоящим испытанием. Результат
селекционного скрещивания Маркуса Феникса с Ларой Крофт на лоне едва
тронутой сапогом конкистадоров природы нам весьма понравился, но, как
мы тогда писали, игре не хватало индивидуальности. Теперь ее вдоволь,
Дрейка не узнать. Из мальчика, который может только ловко прыгать по
лианам, прятаться за колоннами и при помощи подсказок из дневника
решать головоломки для дельфинов, он превратился в саркастичного
мужика, любимца женщин, ловкого вора и универсального солдата.
Собственно, эти таланты его и подвели. Плохо иметь подобную репутацию,
иначе люди с недобрыми намерениями попытаются твоей персоной заткнуть
не одну дырку, чтобы затем пустить в расход.
Не стоит ожидать от
Uncharted 2 сложного и хитро запутанного сюжета. Это по-прежнему удалое
приключение с тысячей озлобленных наемников на хвосте, в компании с
верными и не очень друзьями. С чего все начинается? Кто друг, а кто
враг? Все ли доживут до финала? Как сложатся отношения между Дрейком и
его симпатичными спутницами? Пожалуйста, не портите себе удовольствие,
не смотрите ролики, не читайте обсуждения на форумах, иначе рискуете
лишить себя множества сюрпризов во время знакомства с этой историей.
Да, она проста, но обилие действующих лиц, быстрая смена планов и
ситуаций, искрометные диалоги и великолепная актерская игра являются
тем самым ключиком, который без скрипа отопрет ваше сердце. Как бы мы
ни любили Кодзиму,
но в данном случае Naughty Dog превзошли маэстро. То ли из-за
человеческих эмоций и понятных мотивов героев. То ли из-за хорошо
знакомого очарования приключенческого боевика с разгадыванием древних
тайн, умопомрачительными погонями и рейдами в дальние уголки нашей
планеты.
Но
не только историей и ее подачей интересна Uncharted 2. Игра
предоставляет удивительную игровую механику, где герой, простите, «и
чтец, и жнец, и на дуде игрец». Естественно, он лучше всех умеет
прижиматься к укрытиям и вслепую поливать врагов свинцовым дождиком (за
действия «прислониться» и «перепрыгнуть» отвечают две разные кнопки,
поэтому тут нет хорошо знакомых по сериалу Gears of War
заминок, когда надо сначала прижаться, и только потом разрешают
перевалиться через препятствие). Дрейк умеет стрелять на бегу, сам
пригибается под огнем, а вплотную может и в нос дать. Рукопашные
схватки доработали, добавили множество движений, позволили
выкручиваться из захватов и эффектно добивать раненных.
Кроме
того, Дрейк научился убирать врагов тихо и незаметно. Это раньше при
его появлении локация сразу оживала, и на нее вываливались толпы
наемников с рентгеновским зрением. Теперь же проникновение на базу и
оформлено соответствующе: лениво бродит охрана, солдаты рассредоточены
по территории. Одного – придушить со спины. Другого – выхватить из-за
угла и с размаху впечатать головой в стену. Третьего – снайпера на
балконе – скинуть в пропасть, лаской вынырнув из бездны и утянув его за
собой.
Конечно, никто не запрещает забить на уроки Сэма Фишера
болт агрессии и сразу начать всех фаршировать свинцом. Но даже в этом
случае можно использовать хитрость, обманывать врагов, которые не видят
скрытые перемещения Дрейка, и осторожно обследуют зону его последнего
пребывания. Так что характер перестрелок сильно зависит от вашего
настроения. Хотите – работайте тихо. Нет – к вашим услугам огромный
арсенал из пистолетов, автоматов, винтовок и дробовиков. Но двигаться в
любом случае приходится много. Наемники хоть и туповаты, но стрелять
умеют отлично, прицельно бросают гранаты и заходят с разных сторон,
чтобы удивить неожиданным ударом в спину.
Из-за
таких вот небольших нюансов перестрелки в Uncharted 2 дарят множество
положительных эмоций. Никогда серьезный бой тут не превращается в
коридорное противостояние. Это всегда арена. Часто – многоуровневая, в
несколько этажей и с большим количеством самых разных врагов. Конечно,
нам все время (за редким исключением) противостоят люди. Но видов
оружия тут множество, как и брони. Одних убивать легко, другие надежно
спрятались за щитами, третьи с пулеметами Гатлинга наперевес уверенно
топают вперед под защитой бронепластин. И работают они сообща: снайперы
рассядутся по крышам, перебежками подтягиваются парни с дробовиками, их
прикрывают ребята с автоматами. Игру не назвать слишком сложной, уж
слишком много способностей у героя, но за неосторожность и
самоуверенность тут грубо наказывают пинком армейского ботинка.
Однако
схватки тут являются хоть и главным, но далеко не единственным блюдом.
Как в хорошей музыкальной композиции, темп игры меняется постоянно, то
расслабляя, то накачивая адреналином: от аллегро к модерато, от престо
к анданте. Дрейк идет на штурм и спасается бегством, ловко цепляется за
выступы в стене и решает древние загадки, чтобы через мгновение
оказаться в смертельной западне. Причем, эти секции не имеют четкого
разграничения, и затишье тут всегда с тревожными нотками, в ожидании
неминуемой бури. В любой момент ритм может сорваться – провалится пол,
обломается карниз, стену протаранит танк (да что угодно может
произойти, Дрейку ничего не дается просто) – и придется быстро
приспосабливаться к изменившимся условиям.
Потрясающе, когда
нет этого раздражающего ощущения «было-видели-знаем», которое
просыпается при знакомстве с 95% игровой продукции. Uncharted 2 – это
сплошная череда сюрпризов. Часто настолько сумасшедших и эффектно
поданных, что во время игры начинаешь испытывать эйфорию от нахлынувших
эмоций, аккомпанируя бедняге Дрейку бесхитростным русским матом.
Дело-то
в мелочах, за которыми особо пристально приглядывает дьявол. В живой
анимации и мимике, огромном количестве всевозможных движений и плавных
переходах между ними. В мастерски подобранных поворотах камеры,
которая, в зависимости от ситуации, сама подбирает удобное положение,
чтобы зритель не пропустил ни секунды из разворачивающегося
представления. В стремлении выделить и наделить неповторимым шармом
каждую локацию, каждую комнатку.
Такого визуального
разнообразия в играх еще не было. Особенно, в таких продолжительных,
прохождение которых отнимает около дюжины часов. Серьезно. Складывается
ощущение, что в редакторе уровней Uncharted 2 в принципе нет функции
«копировать»-«вставить», и дизайнерам вынужденно пришлось каждый уголок
возводить с нуля, рисовать текстуры, моделировать объекты,
программировать шейдеры. Стены домов – рисовались отдельно, целиком со
своими трещинками и выбоинами. Дощечки в заборе имеют собственную форму
и фактуру. Да даже необязательные сокровища, сотня которых припрятана в
укромных уголках, вылеплены так тщательно и умело, как разработчики
иных гоночных симуляторов моделируют автомобили. Найдешь какую-нибудь
бронзовую фигурку и крутишь ее, вертишь, любуешься игрой света на
инкрустированных камнях и сложных узорах.
Технологически
Uncharted 2 и в самом деле прорыв. Топ. Игра следующего поколения, если
хотите, поскольку ни одна из текущего даже приблизительно не обладает
всем набором имеющихся технологий при схожем уровне детализации. Первая
загрузка проходит сравнительно долго. Но она единственная, больше за
всю игру вы ни разу не увидите надписи «loading» (даже если будете
пропускать высококлассные HD-ролики). Частота кадров не проседает даже
тогда, когда враги гурьбой выпрыгивают на уровень, начинают палить из
ракетниц и забрасывать гримасничающего от ужаса Дрейка гранатами.
Движок элементарно рисует как богатые убранства небольших храмов, так и
ошарашивает впечатляющими видами города с высоты местного «небоскреба».
Немудрено, что ребята из Naughty Dog могут себе позволить открыто
смеяться над многими современными играми: специально для любителей
однотонно-бурой гаммы и размытия в меню можно включить фильтр с
говорящим названием Next Gen. Щелк – и мы в Gears of War.
Если
уж обласкали графику, вручим пару «оскаров» за звук и музыку. Последняя
гармонично сочетает эпическую торжественность и этнические мелодии
восточных народов, набирает темп во время перестрелок и успокаивается в
мирные минуты. А звук не только радует исключительной чистотой,
глубиной и огромным количеством источников, но и полным спектром
всевозможных эффектов, позволяя на слух легко определить
приблизительную геометрию, размеры помещения и местоположение каждого
конкретного врага. И если для прохождения одиночной кампании это не
имеет большого значения и служит лишним украшением шедевра по имени
Uncharted 2, то в мультиплеере позиционируемый звук востребован, да еще
как!
Отсутствие мультиплеера и кооператива было огромным
недостатком в первой части Uncharted. В самом деле, при схожей боевой
механике с Gears of War, при наличии постоянного спутника за спиной,
легко можно было бы реализовать нечто подобное. И теперь Naughty Dog
решили махом наверстать упущенное.
Кооператив в Uncharted 2
идет отдельно от одиночной кампании. Здравая мысль, поскольку в
приключенческом боевике, где надо много прыгать и разгадывать загадки,
партнер при любом раскладе будет скучать, пока друг куда-нибудь
карабкается, чтобы дернуть за рычаг. Вместо этого разработчики сделали
отдельную кооперативную кампанию на троих человек, состоящую из
нескольких уровней, со своим сценарием и диалогами. Место действия то
же, но количество врагов просто огромно. Даже на самом легком уровне
сложности героям приходится сильно попотеть, чтобы добраться до финала.
Также
для поклонников кооператива имеются две вариации на тему «Орда» из
Gears of War 2. В одной, на небольшой арене просто расправляемся с
усиливающимися волнами неприятелей. А в другой, под беспрерывным
потоком врагов пытаемся дотащить сокровище до сундука. За заработанные
деньги можно модернизировать оружие (повысить его точность, скорость
перезарядки), чтобы в следующий раз слегка облегчить себе жизнь.
А вот мультиплеер – это уже дань моде, навязанная популярнейшими сетевыми шутерами.
Halo 3
подарила простоту поиска партнеров, предварительное голосование за
режим и карту, возможность одним нажатием присоединиться к компании
случайных игроков, чтобы в дальнейшем сражаться с ними бок о бок.
Call of Duty 4
– получение денег (опыта) за убийство врагов, игровые достижения и
выполнение поставленных задач. А заработанную валюту можно в дальнейшем
потратить на «шкурки» героев и специальные «модификаторы», усиливающие
базовые способности: повышающие точность стрельбы, заглушающие шаги,
увеличивающие количество патронов в обойме и многое другое. В общем,
прямая цитата перков.
Gears of War 2
– это количество игроков (пять на пять), разнообразие сетевых режимов
(от простой «Схватки» до тактического «Царя горы») и необходимость
командного контроля тех зон на карте, где появляется мощное оружие.
Арены
в мультиплеере большие, многоуровневые, сложные и красивые. Их всего
семь, но каждую придется узнавать долго – уж слишком много плоскостей
одновременно задействовано в сражениях, и слишком непривычные
способности у местных бойцов. Кажется, примостился на вышке со
снайперской винтовкой, держишь единственную лестницу в поле зрения,
спокойно целишься по мишеням, как вдруг чьи-то нежные пальчики одним
точным движением – хрусь! – и ломают шею. Забралась по отвесной стене,
чертовка.
Игроки скачут по крышам, скидывают друг друга в
пропасти и забрасывают гранатами. Оружия много, но бескомпромиссные
пушки лежат в труднодоступных местах, являясь скорее сыром, который
держат на прицеле снайперы с обеих сторон. Режимов множество. Некоторые
сложные и требуют слаженной командной игры, а другие, вроде перестрелок
на одних ракетометах, до горлышка наполнены взрывами, дымом и весельем.
У
всей этой радости есть только один недостаток. Naughty Dog решила
последовать тернистым путем проектов для Xbox 360 (Halo 3, Gears of War
1-2, Call of Duty 4-5) и отказаться от выделенных серверов. Начинается
матч, один из игроков назначается хостом, а остальные уже зависят от
качества связи с ним. Обычно все нормально. Но иногда (редко, но
бывает) задержки в канале (ping) чудовищно высоки, вплоть до заметных
лагов. Предусмотреть это нельзя, соскочить – подставить напарников.
Неприятно.
И ладно бы, играют же как-то люди в Halo 3 и Gears of
War 2, но обычно сетевые игры от Sony используют выделенные серверы,
из-за чего качество соединения стабильно и одинаково для всех игроков.
Но дурной пример заразителен.
Зато в качестве бесплатного бонуса
в Uncharted 2 есть возможность пересматривать записанное видео
состоявшихся онлайновых матчей. При этом можно ползунками играть с
освещением, фокусом и поворотом камеры, чтобы сделать не просто
скриншот (сразу сохраняется на HDD консоли), а профессиональный
фотоснимок.
До...
... и после
Диагноз
Uncharted
2 напоминает пришельца из далекого будущего, когда игры сольются с
фильмами, чтобы предложить зрителям возможность лично принять участие в
головокружительном приключении под внимательным надзором какого-нибудь
Спилберга. Сценарий написан, многомиллионные декорации возведены,
пиротехники ожидают отмашки, а каскадеры приготовились к акробатическим
трюкам. Камера – мотор! Рушатся мосты, взрываются вертолеты, враги
гибнут сотнями – и вы всегда в эпицентре, получая сильнейшие
впечатления.
Эта игра удивительна. Совершенная графика,
прекрасный дизайн, сногсшибательные виды под сопровождение оркестровой
музыки – органы восприятия с жадностью набрасываются на это пиршество,
чтобы через 12 часов с сожалением встретить финальные титры.
Сумасшедшее разнообразие, гибкая механика, увлекательнейшие перестрелки
– и при этом не чувствуешь себя игроком, скорее, зрителем, поскольку на
экране разворачивается великолепнейшее представление. Загадки, секреты,
древние тайны и проклятия, приятные спутники и сексапильные спутницы,
предательства, взаимовыручка и чудесные спасения – за этим сюжетом
следишь, затаив дыхание, отчаянно переживая за героев. И только после
пары-тройки прохождений подряд выходишь в онлайн, чтобы обнаружить
множество веселых мультиплеерных режимов. Засада.
Лучшая
ли это игра года, поколения, десятилетия – покажет время. Мы искренне
надеемся, что игровая индустрия нас еще не раз удивит. А пока искренне
советуем, не лишайте себя удовольствия от знакомства с проектом, в
котором есть только один серьезный недостаток: после прохождения
Uncharted 2 очень сложно переключиться на другие игры, словно
возвращаешься из тура по Дальнему Востоку с умелым гидом и полным
сервисом к повседневным рабочим будням. Слишком велик контраст. Но
воспоминание об этом сохранится на всю жизнь.
За:
- Эталонный приключенческий боевик
- Поразительный дизайн локаций, высоко детализированный, всегда разнообразный и сногсшибательно красивый
- Гибкая игровая механика
- Сумасшедшее разнообразие игровых моментов
- Потрясающая режиссура: как игровых моментов, так и сюжетных роликов
- Увлекательный сюжет с яркими персонажами
- Высокотехнологичная графика
- Высокотехнологичный звук
- Отличный мультиплеер с множеством игровых режимов
- Веселый кооператив на троих с толпами врагов
- Возможность просматривать видеоролики и изменять в них графические настройки для получения высококлассных скриншотов
- Для
русскоязычной версии: хорошая локализация, возможность отдельно
выбирать язык перевода для меню, субтитров и озвученных диалогов
Против:
- Отсутствие выделенных серверов привело к дисбалансу между игроками из-за разницы в качестве связи